Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Информационный портал «Город Йошкар-Ола»

Правовая основа полномочий

Для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения органы местного самоуправления должны обязательно иметь определенную правовую базу, на основании которой они реализуют свою деятельность.

Правовую основу полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, задач и функций его структурных подразделений составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты Республики Марий Эл, Устав муниципального образования «Город Йошкар-Ола», решения, принятые на местном референдуме, и иные муниципальные правовые акты.

Конституция Российской Федерации содержит основные принципы о местном самоуправлении, является важнейшим документом федерального значения, регламентирующим деятельность местного самоуправления. Нормы, установленные в ней, носят открытый характер. Это означает, что в развитие конституционных норм могут быть приняты федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.

Кроме того, Конституция РФ, признавая право граждан на местное самоуправление, гарантирует его осуществление в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций через формы прямой и представительной демократии. Она определяет также сферу деятельности местного самоуправления, вопросы местного значения, допуская при этом возможность делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Конституция РФ устанавливает важнейшие гарантии прав местного самоуправления:

- самостоятельность определения структуры органов местного самоуправления;

- необходимость учета мнения населения при изменении границ, территории местного самоуправления;

- обязательность передачи органам местного самоуправления соответствующих материальных и финансовых средств;

- компенсация дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

- запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами, а также судебная защита этих прав.

Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией РФ, получили развитие в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В нем определены единые принципы формирования и развития основ местного самоуправления в нашей стране: правовых, территориальных, организационных и финансово-экономических.

Так, в силу ч. 2 ст. 4 указанного Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

В статье 18 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ закреплены принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления:

1. Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

2. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

4. Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.

Устав муниципального образования «Город Йошкар-Ола», разработанный в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет правовую, территориальную, экономическую и финансовую основы осуществления местного самоуправления, формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, устанавливает структуру, полномочия и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 49 Устава муниципального образования «Город Йошкар-Ола» структура администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» утверждается городским Собранием по представлению главы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (мэра города).

В структуру администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» могут входить отраслевые (функциональные), территориальные органы и иные структурные подразделения.

Отраслевые (функциональные), территориальные органы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» учреждаются и наделяются правами юридического лица решением городского Собрания.

Отраслевые (функциональные), территориальные органы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» решают вопросы, отнесенные к их ведению, осуществляют исполнительные, распорядительные и контрольные функции, направленные на решение вопросов местного значения в определенной сфере деятельности либо на определенной территории в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, настоящим Уставом, положениями о них, утверждаемыми решением городского Собрания, и иными муниципальными правовыми актами городского округа «Город Йошкар-Ола».

Иные структурные подразделения администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» осуществляют свои функции на основании положений, утверждаемых главой администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (мэром города).

Полномочия, отнесенные федеральными законами, законами Республики Марий Эл и настоящим Уставом к ведению исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, осуществляются администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола», ее отраслевыми (функциональными), территориальными органами.

Дата изменения: 29.11.2013