Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Информационный портал «Город Йошкар-Ола»

Правила безопасности при сплаве на воде

Правила безопасности при сплаве на воде 28.06.2018

Управление ГО и ЧС администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» напоминает о соблюдении правил безопасности при сплаве на воде.

Предположение, что на воду отправляются люди, достаточно ознакомленные с небезопасностью реки и хотя бы частично знающие основные правила сплава, не всегда отвечает действительности. На воду сегодня снаряжаются и абсолютные новички.

Если исключим опасности, возможные на берегу и очевидность того, что в лодке должен сидеть человек, умеющий плавать или одетый в спасательный жилет в группе умеющих плавать, то кратко перечислим основные опасности связанные с рекой. Для себя разделим причины возникновения опасных ситуаций на две группы и попробуем найти предупредительные меры, которые эти опасности сведут до минимума. Первая группа причин обуславливается самим характером водника. Низкие технические способности - эту проблему можно отстранить тренировками веслования сначала на спокойной воде, если возможно, с контролем специалиста. Постепенно в соответствии с прогрессом умения можно переходить на воду более сложную и перекатистую.

Тактические недостатки - причиной является малый опыт, психическая неуравновешенность, незнание опасностей. Избежать этого можно в компании с более опытными друзьями.

Недостаточная физическая и психическая подготовка - не лучшие попутчики на воде. Мучает грипп или похмелье - лучше останусь на берегу. Если уж должен сплавляться, то максимально осторожно. Рекомендуем улучшить жизненный стиль, обеспечить себя качественной специальной одеждой, обеспечивающей тепло и комфорт и быть всегда в форме.

Незнание плавания в бурной воде достаточно часто недооценено. При перевороте в водном лотке или в перекате можете получить шок, потерять ориентацию, подвергнуться панике. Опять же в этом случае необходимы предварительные безопасные тренировки. Спасение утопающих, дело рук самих утопающих - самый лучший тезис в таких ситуациях. Надежда на помощь извне не всегда оправдана.

Неудачно выбранное снаряжение для воды, по которой планируем сплав. Оснащение должно всегда соответствовать местности и погоде, кроме того немаловажна и его функциональность. Это предполагает: лодки без дыр, оснащенные средствами против потопления. Одетый спасательный жилет должен хорошо и крепко сидеть на теле, то же самое касается и шлема.

Уклон и расход реки - это два параметра, которые совместно с препятствиями, более всего влияют на сложность реки. Чем больше уклон, тем бывает река сложнее, чем быстрее течение, тем чаще возникает необходимость молниеносного решения проблем, возникших при езде. Расход реки влияет на сложности подобным образом. Чем больше воды в русле реки, тем река сложнее для сплава. И не зависит от абсолютных величин. Паводок в русле шириной в метр будет более опасным уже при расходе в пять кубов, притом, что 1000 кубов на большой реке можно с определенным опытом достаточно хорошо преодолеть. Скорость течения зависит именно от расхода реки и уклона (уклона русла) и обуславливает тяжёлое пристание к берегу, более сложный обход препятствий. Уклон, расход и форма русла с неподвижными препятствиями создают на реке много эффектов, которые влияют на сложность течения и степень опасности. Это могут быть высокие и сформированные волны, водные гребни, водные вихри, обратные течения, воронки и другие специфические эффекты.

Основными средствами обеспечения индивидуальной безопасности в байдарочных походах являются спасательный жилет и каска. Кроме того, полезными бывают емкости непотопляемости. Меры безопасности при сплаве на байдарке зависят от категории маршрута. Маршрутов простых, некатегорийных (не имеющих классификации по сложности у спортсменов) большинство. В таких походах дополнительного снаряжения, обеспечивающего безопасность, практически не требуется. Все требования к участникам - хорошая физическая форма и умение плавать. Новички, не умеющие плавать, на воде обязательно должны быть в спасательных жилетах. Сплавляясь весной или осенью, когда температура воды низкая, надо класть на сиденья пенополиуретановые коврики или гермомешки с мягкими вещами, поскольку вероятность простудиться весьма велика. Гермомешками в простых по сложности походах можно и не пользоваться. Однако ни от неожиданного прокола об корягу, ни от ливневого дождя никто не застрахован, поэтому лучше упаковывать вещи хотя бы в плотные полиэтиленовые мешки. Мешки надо вкладывать один в другой иначе одна маленькая дырочка поставит крест на всех ваших стараниях. Завязывая гермомешки, нужно собрать оставшуюся пустой верхнюю часть мешка в жгут, перегнуть конец, направив его вниз и перевязать обе части жгута чуть ниже места перегиба веревочкой или скотчем. Получается такое же колено, как в водопроводной раковине, только для воздуха. Даже если перевязать не очень туго, вода не просочится в мешок. Мешки надо завязывать, оставляя в них немного воздуха, тогда вам не нужно будет нырять за ними на дно, если вы вдруг перевернетесь. Спички, батарейки и другие жизненно необходимые промокаемые вещи лучше еще дома запаять в полиэтиленовые капсулы и распаковывать их по мере надобности.

Нелишним будет оснастить каркасную байдарку емкостями непотопляемости. Это могут быть специальные емкости, камеры от старых мячей или пластиковые бутылки. Поместить емкости надо в нос и корму, хорошо закрепив их. Тогда ваша байдарка не пойдет ко дну, даже если ее до краев зальет водой. Объем емкостей в литрах должен быть примерно равен неснаряженному весу вашей байдарки в килограммах. Каркасно-надувных байдарок это не касается - у них емкостями непотопляемости служат надувные части шкуры.

Сплавляясь по бурным рекам с порогами, надо надевать спасжилет и каску. Спасжилет должен быть сбалансирован так, чтобы его объем на груди был не меньше объема на спине, такой жилет позволит пострадавшему дышать даже при потере сознания, и не будет переворачивать его лицом в воду.

Каска должна быть специальной водной. Строительные каски не подходят, так как не защищают виски от ударов об камни - самый вероятный вид травмы при оверкиле (переворачивании байдарки). При прохождении порогов турист должен быть обут в кеды или кроссовки, ведь дно представляет собой нагромождение камней, иногда острых. Пока вы будете барахтаться в воде в поисках подходящей опоры, ваша перевернувшаяся лодка уплывет в следующий порог. На маршрутах сложнее второй категории пороги и шиверы встречаются на пути очень часто и тянутся иногда на несколько километров. Здесь оверкиль - нормальное явление.

В конце больших полноводных порогов могут быть так называемые "бочки": струя воды уходит на дно, а по поверхности идет встречный поток воды, образуя горизонтальный водоворот. Человека в спасательном жилете может крутить в такой "стиральной машине" до бесконечности. Поток будет тянуть его на дно, а спасжилет наверх. Поэтому, застряв в "бочке", надо освободиться от спасжилета и, поддавшись течению, пронырнуть до конца водоворота. На этот случай рекомендуется иметь на поясе нож в ножнах, чтобы быстро обрезать нижние стропы спасжилета.


Количество показов: 496
Дата создания: 27.06.2018 13:06:10
Дата изменения: 27.06.2018 13:06:10

Возврат к списку