Экологические проблемы г.Йошкар-ОлыСтолица Республики Марий Эл – Йошкар-Ола – это город республиканского значения, административный центр МО «Городской округ "Город Йошкар-Ола"». Площадь города составляет 56 км2, население города – 260,5 тысяч человек. Среди жителей столицы 55% составляют женщины. Почти 15% населения города приходится на детей и подростков в возрасте 0-15 лет, 65% – на лица в трудоспособном возрасте, более 20% – на население старше трудоспособного возраста. Средний возраст жителей города в 2010 г. составил 40,5 лет. С 2006 рождаемость и естественная убыль (разница между рождаемостью и смертностью) характеризуются положительной динамикой (Энциклопедия Республики Марий Эл, 2009; Доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке..., 2010).Йошкар-Ола является важнейшей транспортной магистралью Республики Марий Эл. Транспортная система города представлена следующими видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, троллейбусным, таксомоторным. Общая протяженность троллейбусных маршрутов по городу – 225 км. Протяженность автобусных маршрутов по городу – 140 км. В непосредственной близости проходят важные транспортные магистрали федерального значения: железная дорога Москва – Казань – Екатеринбург, автодорога Москва – Чебоксары – Казань – Екатеринбург. С ними Йошкар-Ола связана железной и автомобильными дорогами. Особенности транспортной сети города обусловили преобладание автомобильного транспорта в структуре грузоперевозок и низкую долю железнодорожного. В Йошкар-Оле размещаются важные объекты образования и культуры – 2 государственных высших учебных заведения, филиалы московских и казанских вузов. Здесь находятся 5 дворцов культуры, новые современные спортивные объекты, несколько театров и музеев. Во время Великой Отечественной войны в Йошкар-Олу было перебазировано много предприятий, что стало началом интенсивного промышленного строительства в городе (Проект генерального плана..., 2009). Основные отрасли производства в городе – машиностроение, приборостоение, деревообрабатывающая, электроэнергетическая, пищевая и химико-фармацевтическая промышленность, а также производство строительных материалов. Наиболее крупные предприятия – ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат», ООО «Махаон», ЗАО НП «Завод Искож», ОАО «ММЗ», МУП «Водоканал», ОАО «Контакт», ОАО «Стройкерамика», ОАО «Маригражданстрой». Ведущим в обрабатывающих отраслях является производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (32,8%), которое имеет федеральное значение (радиоэлектроника, приборостроение). По производству отдельных видов продукции (искусственной кожи, фармацевтической продукции) город заметен в масштабах страны. Кроме того, в г. Йошкар-Оле широко представлены отрасли, производящие товары народного потребления в республике, а также вырабатывается основная часть электроэнергии (Экология города Йошкар-Олы, 2007). Город располагает значительным научно-техническим потенциалом. В лабораториях и научно-исследовательских центрах МарГТУ, МарГУ, крупных заводов проводятся перспективные разработки, способные изменить техническое лицо производства. В ходе реализации программы "Столица" значительно изменился облик города. Произведена реконструкция многих зданий в центре города, благоустроены ряд территорий, бульвары Чавайна и Победы, идет строительство набережной реки Малая Кокшага, обустраиваются улицы города. Современная Йошкар-Ола – многофункциональный город с преобладанием промышленности (70%), город является одним из крупных промышленных центров Поволжья. В Йошкар-Оле находится 8778 хозяйствующих субъектов, предприятий и организаций различных отраслей (Энциклопедия Республики Марий Эл, 2009). Среди основных экологических проблем города можно выделить:
|