Экологический центр образования и воспитания города Йошкар-ОлыВ Российской Федерации проводится работа по созданию системы непрерывного экологического образования для всех групп населения. Об этом свидетельствует постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.1994, №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения». Аналогичное постановление принято Правительством Республики Марий Эл (от 01.12.1994, №378). В связи с этим, при средней школе № 28 г. Йошкар-Олы был открыт экологический центр образования и воспитания (постановление главы администрации г. Йошкар-Олы В.В. Козлова № 2918 от 26.11.96), который функционировал на базе кафедры ботаники, экологии и физиологии растений (ныне кафедре экологии) биолого-химического факультета Марийского государственного университета. Руководителем назначена канд. биол. наук, доцент О.Л. Воскресенская. В течение ряда лет соруководителями центра были профессор д-р биол. наук Л.А. Жукова и профессор, д-р биол. наук Н.В. Глотов. В настоящее время Экологический центр образования и воспитания управления образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (приказ № 318 от 02.06.2009) возглавляется доктором биологических наук, профессором, заведующим кафедрой экологии Марийского государственного университета Ольгой Леонидовной Воскресенской. Центр является учебно-воспитательным, научно-исследовательским и методическим координационным центром г.Йошкар-Олы. Целью работы является развитие системы непрерывного экологического образования и воспитания в г.Йошкар-Оле. В задачи городского экологического центра входит создание сети непрерывного экологического образования на всех уровнях, а именно: а) экологическое образование и воспитание в ДОУ, школах и вузах; б) учебно-исследовательская работа; в) подготовка педагогических кадров; г) редакционно-издательская деятельность; д) профориентационная работа в школах города. Исследовательская деятельность школьников по экологии – одно из основных направлений работы Экологического центра. Это одна из форм организации внеклассной работы по экологии, подразумевающая выполнение и защиту учащимися, индивидуально или в группе, экологического проекта по определенной теме. Для этого необходимо провести исследование по выбранной проблеме и оформить полученные результаты в виде научного доклада. Можно с уверенностью сказать, что это наиболее эффективный метод работы в области экологического образования. Он помогает преодолеть некую пассивность учащихся, так как включает школьников в различные виды природоохранной и научной деятельности в области экологии. Есть и другие преимущества такого вида работы. Являясь проблемным методом, исследовательская деятельность предполагает постановку и решение определенных задач. Для этого необходимо не только поставить опыт и получить результаты экспериментальной работы, но и проанализировать их, выявить причинно-следственные связи, предложить свои пути решения проблемы. Это развивает логику и мышление учащихся, заставляет их изучать дополнительный материал по определенной экологической теме, требует организации и собранности. Кроме того, в ходе выполнения проекта, как правило, происходит непосредственное общение ребят с природой, развивается наблюдательность. Учащиеся начинают замечать природные объекты – мелких насекомых, растения, птиц и т.д., на которые раньше просто не обращали внимания. При этом повышается не только интерес к выбранному объекту исследования, но и экологическая культура в целом. Решая конкретную экологическую проблему, юные исследователи начинают понимать необходимость природоохранной деятельности, чувствовать ответственность за состояние природной среды своего района, города и республики. Важным является и то, что, включаясь в исследовательскую работу, школьники приобретают умения и навыки постановки и проведения научного эксперимента, учатся работать в лаборатории и вести мониторинг состояния природных экосистем и отдельных компонентов окружающей среды. А это пробуждает интерес к научной работе в целом, к экологическим и биологическим специальностям, что может сыграть важную роль при выборе профессии и направления деятельности после школы. Выполнение экологического проекта и представление (апробация) его результатов во время публичной защиты следует считать первым серьезным опытом научно-исследовательской работы, а возможно – и «стартом в большую науку» (Экология города Йошкар-Олы, 2004). Экологические олимпиады и конференции. Олимпиада – это одна из популярных форм дополнительного образования, которая представляет собой логическое продолжение учебной деятельности школьников. На олимпиаде учащимся разных классов предлагаются вопросы по тому или иному предмету, на которые они должны ответить в течение определенного времени. По степени сложности олимпиадные задания несколько выше школьного уровня. Для того, чтобы правильно на них ответить, требуются углубленные знания. Кроме того, олимпиады включают второй тур, на котором проверяется умение школьников использовать полученные знания для решения практических задач. Поэтому олимпиада предлагает талантливым и любознательным детям хорошую возможность проверить свои знания и сообразительность. В настоящее время олимпиады проводятся практически по всем предметам. Экологическая олимпиада является одной из самых интересных, но, в тоже время, и одной из самых сложных. Учитывая необходимость распространения знаний подрастающего поколения о закономерностях взаимодействия живых организмов с окружающей средой, о влиянии человеческого общества на природу, олимпиада по экологии играет важную роль в формировании экологического сознания будущего поколения. Она становится неким стимулом для учащихся, побуждая их углублять свои знания в области экологических наук. Такие знания являются прочной основой устойчивого развития общества, так как способствуют формированию экологической культуры будущих граждан и специалистов. Олимпиада как соревновательная форма позволяет выявить особо одаренных детей на каждом ее туре. Зачастую, в процессе подготовки к олимпиаде, у школьников формируется профессиональная ориентация, благодаря чему учащиеся начинают интересоваться специальностями, связанными с биологией и экологией. Первая олимпиада по экологии была организована в России в 1994 году. В том же году состоялась первая олимпиада по экологии в городе Йошкар-Оле и Республике Марий Эл. Экологический центр города Йошкар-Олы являлся одним из ее организаторов. Несмотря на отсутствие самостоятельного курса экологии в федеральном компоненте учебного плана средней школы (данная дисциплина относится к региональному компоненту и ее введение в школьный курс осуществляется по усмотрению школьной администрации), олимпиады по экологии достаточно популярны среди школьников 9-11 классов. Для ребят, которые ведут исследовательскую деятельность и являются участниками экологического лагеря-школы, олимпиада становится мероприятием, подводящим итог их деятельности, так как на ней происходит оценка не только теоретических знаний, но и практических умений и навыков определять виды растений и животных, вести исследовательскую и природоохранную деятельность. Олимпиады по экологии проводятся в несколько этапов: школьный, районный (городской), региональный (республиканский, краевой, областной, окружной) и всероссийский. Участниками Всероссийской олимпиады становятся те учащиеся, которые стали победителями региональных состязаний. На любом уровне, за исключением, как правило, школьного, олимпиада состоит из трех туров – теоретического, практического и защиты экологических проектов. Итоги каждого тура подводятся отдельно, а затем по результатам трех туров определяется победитель. Призы для победителей обычно приобретаются при финансовой поддержке администрации городского округа "Город Йошкар-Ола". Экологическая конференция является одним из этапов олимпиады по экологии. Выполнение научного проекта в любой области, включая экологию, является достаточно сложной работой для учащихся. Но, несмотря на это, количество участников экологических городских конференций ежегодно увеличивается. Растет доля экологических проектов практической направленности, в которых авторы не только изучают состояние той или иной экологической проблемы, но и предлагают собственные пути ее решения: разрабатывают проекты озеленения школьной территории, составляют программы по профилактике курения среди подростков и т.п. Начиная с 2003 года учащиеся школ и лицеев города Йошкар-Олы представляют свои доклады на конференции с использованием компьютерных технологий. Одним из показателей высокого качества исследовательских проектов школьников города Йошкар-Олы и Республики Марий Эл является их успешное выступление на Всероссийских олимпиадах. Пропаганда экологических знаний и издательская деятельность. Важным направлением деятельности экологического центра является пропаганда экологических знаний, в рамках которой сотрудниками экологического центра проводятся экологические акции, создаются буклеты для работников образования, культуры, здравоохранения по осуществлению образовательной и просвещенческой деятельности, направленной на воспитание и пропаганду экологической культуры населения города, профориентационая работа. Начиная с 2005 года сотрудниками экологического центра проводится выпуск газеты "Экологический вестник столицы". Также сотрудники экоцентра являются авторами учебно-методических изданий: «Исследовательская работа учащихся по экологии» (2000), «Методическое пособие для подготовки к единому государственному экзамену по биологии» (2002), «Методическое пособие по биологии для поступающих в ВУЗы» (2002 г.), «Единый государственный экзамен. Биология» (2003 г.), «Структура и содержание единого государственного экзамена. Биология. (2003 г.)», «Экология города Йошкар-Олы» (2004), «Организм и среда: факториальная экология» (2005), «ЕГЭ по биологии: программа и контрольно-измерительные материалы» (2005), «Контрольно-измерительные материалы по экологии: олимпиады и конференции» (2006), «Мониторинг состояния экологического образования учащихся средствами компьютерных технологий» (2006), «Экологическая конференция школьников» (2006), «Сборник стихов и сочинений учащихся школ города Йошкар-Олы «Экология родного края» (2007), «Экология города Йошкар-Олы» (2007), «Промышленная экология» (2010). Издательская деятельность осуществляется при поддержке Комитета экологии и природопользования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", финансирование публикаций, выпуска буклетов, газет осуществляется за счет средств администрации городского округа «Город Йошкар-Ола». Непрерывное экологическое образование и воспитание. Современная экологическая ситуация определяет острую необходимость формирования экологического мышления, «экологизации» всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Именно поэтому сегодня так актуальна проблема всеобщего непрерывного экологического образования, которое является приоритетным направлением в развитии системы образования государства. В городе Йошкар-Оле сформированы отдельные звенья системы экологического образования – дошкольное, школьное, дополнительное и вузовское экологическое образование, основанные на принципах непрерывности и преемственности. Процесс формирования экологически грамотной личности начинается с экологического воспитания в дошкольных учреждениях. Все программы, реализуемые в дошкольных учреждениях, ориентированы на непосредственное общение детей с природой. В настоящее время в работе дошкольных учреждений используется целый ряд комплексных федеральных программ, содержащих экологизированные разделы по ознакомлению с природой: «Детство», «Истоки», «Радуга», «Школа-2100». С каждым годом увеличивается количество ДОУ, реализующих парциальные программы С. Н. Николаевой "Юный эколог", Н. А. Рыжовой "Наш - дом природа", «Я – человек» Козловой С.А. и др. Практически в каждом детском саду созданы условия для экологического воспитания детей: созданы уголки «живой природы», зимние сады, разработаны экологические тропинки, озеленены участки, цветники, позволяющие организовать результативное экологическое обучение и воспитание детей, их разнообразную деятельность и оздоровление. Для экологического воспитания и обучения детей воспитателями широко практикуются экологические экскурсии, целевые прогулки, наблюдения за природой, природоведческие игры, занятия, конкурсы, экологические праздники, музыкальные спектакли на экологические темы и другие эколого-просветительские и эколого-воспитательные акции. В занятиях с детьми используются опытническая работа и элементарная исследовательская деятельность. В методических кабинетах дошкольных образовательных учреждений собрано достаточное количество дидактических игр, наглядного материала, гербариев, коллекций для развития экологической грамотности воспитанников. Все дошкольные учреждения ежегодно участвуют в проведении городских и республиканских мероприятий экологической направленности, в том числе и в рамках Дней защиты от экологической опасности. Следующим этапом непрерывного экологического воспитания является школьное экологическое образование. 30 школ города занимаются экологическим образованием, через реализацию образовательных программ, проведение кружков, факультативов, организацию научных обществ учащихся и т.п. Школьное экологическое образование начинается в младших классах при изучении курсов «Природоведение», «Естествознание», «Окружающий мир». Осуществляется экологизация предметов гуманитарно-эстетического цикла, математики, трудового обучения и физической культуры. В большинстве начальных школ организовано практическое изучение природного окружения на учебно-опытном участке, где дети изучают многообразие видов и сортов культурных и дикорастущих растений, ведут фенологические наблюдения и простейшую экспериментальную работу. Помимо этого, учителя начальных классов проводят разнообразную дополнительную деятельность: кружки, экскурсии, беседы, походы, праздники, игры, выставки и др. В среднем и старшем звене работа сосредоточена на передаче школьникам базовых экологических знаний. На этом этапе теоретические занятия сопровождаются серией практических работ, имеющих целью выявление и изучение состояния окружающей среды. В среднем звене реализация экологического образования осуществляется посредством экологизации учебных предметов естественнонаучного цикла (биологии, географии, химии, физики). В лицее № 28 на этой ступени обучения экология ведется как отдельный предмет. В СОШ № 15 введен курс «Природа региона» в 7-9 классах. В рамках предпрофильной подготовки реализуются элективные курсы, проводятся факультативы. В системе школьного образования на третьей ступени обучения (10-11 классы) 20 школ идут по пути экологизации традиционных учебных предметов, совершенствуют их содержание, включая различные аспекты экологии. В десяти школах (СОШ № 1, 2, 9, 10, 13, 17, 21, 23, 30) используется смешанная модель экологического образования, которая позволяет интегрировать знания по экологии и охране природы с базовыми предметами, а углубление и обобщение этих знаний, применение умений, развитие ценностных экологических ориентаций осуществляется в процессе изучения специального предмета. В этих школах сохранился предмет «Экология». При этом используются программы Черновой Н.М., Галушина В.М., Константинова В.М. «Основы экологии» и «Экология» Криксунова Е.А., Пасечника В.В. В школах № 9, 20, 24 ведется предмет «Экология Республики Марий Эл». Общеобразовательные учреждения, в рамках профильной подготовки, реализуют программы элективных курсов, такие как «Медицинская экология» (лицей № 11), «Введение в экологию» (СОШ № 19), «Проектная деятельность в экологии» (СОШ № 30). Экологическое воспитание в школе осуществляется и через кружковую работу, цель которой расширить кругозор учащихся, выявить наиболее одаренных детей, организовать научно-исследовательскую деятельность. Во многих школах функционируют кружковые объединения, среди них «Экологические исследования», «Я познаю мир» (гимназия № 4), «Юный эколог» (СОШ № 6, № 7, № 17, лицей № 28), эколого-туристический кружок «Ужар Эл», «Зеленые патрули» (СОШ № 10), кружок «Эколог» (СОШ № 15), «Экологическое творчество» (СОШ № 19), кружки «Экология растений» и «Юные цветоводы» (СОШ № 24). Учащиеся старших классов, целенаправленно занимающиеся экологией, объединены в НОУ, клубы, экологические отряды. В городе продолжают работу два экологических клуба и созданные в них волонтерские отряды: в СОШ № 13 «Венерин башмачок» и Гимназии № 26 «Соснохранители». Они принимают большое и неоценимое участие в эколого-просветительской деятельности среди населения города и в практической природоохранной деятельности. Важным и необходимым звеном в системе непрерывного экологического образования является дополнительное (внешкольное) образование и воспитание. Оно позволяет наряду с экологической грамотностью воспитывать у школьников готовность и умение принимать решения и действовать в конкретных жизненных ситуациях. Внеурочная работа в области экологического образования и воспитания ведется практически в каждом образовательном учреждении. Традиционно в школах проводятся месячники по предметам, где обязательно затрагиваются актуальные экологические проблемы. В образовательных учреждениях города ежегодно проходят Дни экологических знаний (в форме классных часов, экологических лекториев и тематических вечеров), викторины, конкурсы, праздники, игры, эстафеты посвященные Дню Земли, Дню воды, Международному дню птиц, Дню памяти жертв радиационных аварий и катастроф, проводится целый цикл мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни. Большое значение имеет агитационно-пропагандистская работа в области экологии, которую проводят школы. Обучающиеся изготавливают и распространяют среди учащихся своих школ и среди населения города листовки на актуальные экологические темы: «За чистоту родников», «Береги землю-матушку» (СОШ № 12), листовки-обращения к жителям микрорайона Ширяйково (СОШ № 13), «Непрошенные соседи», «Соблюдайте чистоту в подъездах» (СОШ № 17), листовки в защиту лесопарка "Сосновая роща" (гимназия № 26) и другие. Большое внимание в школах уделяется проектной и исследовательской деятельности, развитию исследовательских навыков обучающихся. Данный вид деятельности предполагает выполнение учащимися исследовательского проекта по определенной теме и его защиту. Учащиеся имеют возможность представлять свои проекты на школьных, а затем и на городских и республиканских конференциях. Традиционным и важным направлением в области экологии является практическая природоохранная деятельность обучающихся. В школах реализован комплекс мероприятий, направленных на благоустройство и озеленение пришкольных территорий, посадке деревьев, цветов, озеленению учебных кабинетов. Организована работа по уходу за памятниками и монументами, закрепленными за образовательными учреждениями (гимназия № 4, СОШ № 13, СОШ № 6, СОШ № 10). Кроме того, в некоторых школах (№№ 9, 10, 12, 13, 26) организованы «Зеленые и голубые патрули». Весомый вклад в экологическое воспитание и образование вносят учреждения дополнительного образования. В нашем городе такими учреждениями являются Детско-юношеский центр «Азимут» и Центр дополнительного образования детей. В ДЮЦ «Азимут» реализуются экологические программы: «Друзья «зеленого» края» и «Туристы-экологи». В Центре дополнительного образования реализуется программа «Я и мир вокруг нас», работает кружок «Юный эколог». Большую плодотворную работу проводят учреждения дополнительного образования по возрождению и сохранению традиций коренного народа (мари). В центре дополнительного образования работает детский клуб «Радуга», который реализует программу «Земля предков». В «Азимуте» - кружок «Краеведение» и творческое объединение «Медовый каравай», которые реализуют эколого-краеведческие программы. В летний период во время проведения лагерей и в ДЮЦ «Азимут» и в Центре дополнительного образования открываются экологические смены. Воспитанники учреждений дополнительного образования – активные участники городских и республиканских экологических мероприятий. Привлечением школьников к практической экологической деятельности занимаются также вузы, государственные и общественные природоохранные организации. Разнообразная деятельность в различных формах дает возможность увидеть экологические проблемы в реальной жизни и приобрести опыт принятия экологических решений. Именно на решение этих задач направлены городские мероприятия, проводимые управлением образования в сотрудничестве с Экологическим центром города Йошкар-Олы, молодежными общественными организациями «Молодежный экологический союз», "Розовый одуванчик" и т.д., при поддержке Комитета экологии и природопользования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола». Ежегодно учащиеся и педагоги образовательных учреждений принимают участие в городских, республиканских, всероссийских смотрах, конкурсах, конференциях и семинарах. Наибольший интерес среди обучающихся традиционно вызывают творческие конкурсы: конкурс экологической фотографии, конкурс поделок из бытового мусора, выставка - конкурс экологических рисунков и плакатов «Войди в природу другом», конкурс новогодних мини-сценок «Маленькой елочке хорошо в лесу», конкурс новогодних композиций. Развитию учебно-исследовательской деятельности способствуют конкурсы и конференции, которые проводятся систематически: конкурс юных исследователей окружающей среды «Человек. Природа. Творчество», ежегодная городская конференция школьников по экологии. На формирование активной жизненной позиции и гражданской ответственности школьников направлена и природоохранная деятельность. Более 1000 обучающихся приняли участие в природоохранной акции «Мой чистый город» по благоустройству зеленых и прибрежных зон города за три года её проведения. В рамках данной акции ученическими коллективами школ проведены субботники и трудовые десанты по очистке от бытового мусора парковых, зеленых зон города, расчистке прибрежной территории реки М.Кокшага. Наиболее активными участниками акции на протяжении всех ряда лет были школы № 6, 7, 12, 13, 15, 27, гимназии № 4, 26, лицей № 28 и спецшкола «Становление». Также в периодически принимают участие СОШ № 1, 2, 9, 10, 16, 17, 20, 24, 30. Важная роль в выборе форм взаимодействия с детьми и школьниками, вовлечения творческой интеллигенции в работу с учащимися принадлежит Республиканскому детскому эколого-биологическому центру (РДЭБЦ) Министерства образования Республики Марий Эл. Детские сады и школы представляют на смотр материалы, раскрывающие деятельность образовательных учреждений в области экологического образования и воспитания обучающихся. На протяжении нескольких лет лидерами экологического движения являются школы № 13, 15, 19. В этих образовательных учреждениях сложилась эффективная система экологического образования и воспитания учащихся. Четко определились направления экологического образования, по которым работают данные учреждения. Успешно реализуются программы дополнительного экологического образования и воспитания также в школах № 1, 2, 7, 9, 10, 12, 17, 27, гимназиях № 4, 26, лицее № 28. В целях повышения значимости учебно-опытных участков в образовательной деятельности учреждений и подведения итогов работы уже много лет проводится и смотр-конкурс пришкольных учебно-опытных участков. Оценивать участки школ, заявленных на конкурс с каждым годом все сложнее - практически все они прекрасно озеленены и благоустроены. Казалось, педагоги учли все: в состав насаждений введены деревья, обладающие фитонцидными свойствами, на пришкольных учебно-опытных участках имеются плодово-ягодные сады, огороды, цветники, газоны, живые изгороди. Пришкольные участки конкурсантов являются не только цветущим массивом, но и учебно-методической базой к урокам биологии и экологии. Чистота, ухоженность, эстетическое и экологическое благополучие любого образовательного учреждения и территории вокруг него способствует поднятию эмоционального настроения, а значит, и улучшению состояния здоровья. Красивая и ухоженная пришкольная территория воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родной природе.
Пример экологического проекта ученика начальных классов (ppt, 3428 Кб) Пример экологического проекта ученика старших классов (ppt, 2041 Кб) Результаты экологической конференции в 2010 г. (doc, 1114 Кб) Дата изменения: 15.01.2024 |