Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Информационный портал «Город Йошкар-Ола»

История горплана. 80-90-е годы

Восьмидесятые-девяностые годы

С 1978 года председателем городской плановой комиссии становится Степанов Юрий Филиппович (проработавший в этой должности год до 15.01.82 г.), а Шмаков В.А. избирается на должность секретаря исполкома Йошкар-Олинского городского Совета народных депутатов.

16 декабря 1981 года на сессии городского Совета народных депутатов семнадцатого созыва принят разработанный городской плановой комиссией План экономического и социального развития города Йошкар-Олы на 1981-1985 годы. В нем намечался рост объема товарной продукции промышленности на 44,5 % простив 42 % за прошедшее пятилетие. Предусматривались высокие темпы роста фонда потребления. Реальные доходы по городу должны были увеличиться на 17%. Ускоренными темпами увеличивался выпуск продукции предприятиями группы «Б». Важной особенностью нового пятилетнего плана стало повышение роли эффективности и качества работы.



С 1982 года заместителем председателя горисполкома - председателем городской плановой комиссии назначается Щедров В.И., ранее занимавший должность заведующего городским финансовым отделом Йошкар-Олинского горисполкома, проработавший в этой должности чуть более года и освобожденный от занимаемой должности в связи с поступлением на учебу на специальный факультет Московского финансового института. Доктор экономических наук.





За 11 мес. 1982 года промышленными предприятиями города реализовано продукции на сумму 584,5 млн.руб., или 101,6% к плану и 108% к соответствующему периоду прошлого года. Объем произведенной продукции составил 589,7 млн.руб. с ростом к прошлому году на 7,1%. Предприятия города выпускали в то время свыше 1700 наименований промышленных изделий, из них 105 - с государственным знаком качества. На предприятиях города введено в эксплуатацию 22 поточно-механизированных, автоматических и полуавтоматических линий, проведена реконструкция 27 цехов и участков, внедрено 85 технологических процессов, 525 единиц нового высокопроизводительного оборудования. Получен экономический эффект от внедрения новой техники, научной организации труда, изобретений и рационализаторских предложений 11,3 млн.руб. За успешное выполнение плана экономического и социального развития за 1982 год город Йошкар-Ола награжден переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

С 29.09.1983 года по январь 1989 года председателем горплана работал Купсольцев Виталий Петрович.


17 ноября 1984 года Йошкар-Ола награждена орденом Трудового Красного Знамени за «успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве и в связи с 400-летием со времени основания».

С мая 1989 года на должность заместителя председателя исполкома Йошкар-Олинского городского Совета, председателя городской плановой комиссии избирается Степанов Эдуард Максимович, который принимал непосредственное участие в разработке планов экономического и социального развития города, вносил предложения по их успешному выполнению, переводу города на территориальный хозрасчет. С января 1992 года по апрель 1994 года Степанов Э.М. работает председателем городского комитета по экономике, заместителем главы администрации города Йошкар-Олы, руководителем комплекса экономики и городского имущества.


Решением Йошкар-Олинского малого Совета № 2\4 от 14.01.92 года "О структуре и названии местной администрации города Йошкар-Олы" утверждена структура администрации города Йошкар-Олы. В соответствии с новой структурой плановая комиссия стала именоваться Комитетом по экономике Администрации города Йошкар-Олы.

До 1991 года промышленность города Йошкар-Олы по своему техническому уровню не уступала ведущим регионам Советского Союза. Основу его экономического потенциала составляли предприятия оборонно-промышленного комплекса. Со сменой общественно-экономической формации произошли и коренные изменения в промышленной структуре города. Основная масса экономической мощи оказалась невостребованной слабо зарождающимся рынком России. За 1990-е годы город потерял две трети производственного потенциала. Руководителям промышленных предприятий практически заново пришлось определять и формировать направления деятельности.

С июня 1994 года заместителем главы администрации города, председателем комитета по экономикестановится Иванов Геннадий Андреевич, который в этой должности трудился до февраля 1997 года. Под его руководством была разработана программа «Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация города Йошкар-Олы», которая предполагала привлечение средств федерального бюджета. Однако программа не получила поддержки в Правительстве Республики Марий Эл, а в дальнейшем ее наработки были использованы в программе г. Козьмодемьянска.

Из отчета о работе комитета по экономике в 1995 году:

«Развитие экономической ситуации в 1995 году характеризовалось тенденцией к некоторому замедлению темпов спада промышленного производства. Однако, не удалось нейтрализовать факторы,препятствующие устойчивому и стабильному повышению экономической активности, росту денежных доходов населения; сохранился достаточно высокий уровень инфляции, продолжали сокращаться объемы инвестиций.

За 1995 год промышленными предприятиями города произведено промышленной продукции (в фактически действующих ценах) на сумму 1270,1 млрд.руб., что в 2,4 раза больше соответствующего периода прошлого года. Спад производства составил 13,2 %.

Товаров народного потребления произведено на сумму 553,2 млрд.руб., что составило 78,1 % к уровню прошлого года.

В течение года не произошло перелома к улучшению в работе предприятий, выпускающих товары для населения. По-прежнему наблюдалось падение производства продовольственных товаров, товаров легкой промышленности.

Основными причинами сокращения производства товаров для населения на предприятиях легкой и пищевой промышленности в течение года оставались: отсутствие материальных ресурсов, трудности со сбытом продукции, резкий рост себестоимости продукции, связанный с инфляцией и, в связи с этим, рост цен на продукцию.

Снизилась покупательская способность населения практически на все основные продукты питания. Основными продуктами питания на протяжении анализируемого периода остаются те продукты, обойтись без которых человек не может, несмотря на их цены. Это - хлеб, картофель, молоко. Наибольшее влияние на экономическое положение предприятий оказывает неплатежеспособность предприятий. Одним из последствий нарушения платежной дисциплины в расчетах между предприятиями и дефицита платежных средств является рост задолженности предприятий своим работникам по заработной плате. Основной причиной задолженности является непоступление средств за готовую продукцию на расчетные счета предприятий, а также отсутствие заработанных средств по причине простоев или невозможности реализовать продукцию.

В 1995 году предприятиями и организациями всех форм собственности введено в действие основных фондов на сумму 131,5 млрд.руб. За истекший год в Йошкар-Оле сдана в эксплуатацию городская АТС на 3 тыс.номеров. Пусковая инвестиционная программа 1995 г. по вводу в действие производственных мощностей не выполнена. Не введены в действие цех по производству блоков АО"Силикат", котельная Заречного района в г.Йошкар-Оле, не закончены работы по расширению и реконструкции мясокомбината.

Основная причина спада инвестиционной активности - резкое сокращение бюджетных ассигнований и уменьшение доли прибыли предприятий, направляемой на расширение производства.

Продолжается переориентация подрядных строительных организаций на жилищно-гражданское строительство, работы по капитальному и текущему ремонтам. Основной задачей в городе является ускорение решения жилищной проблемы за счет снижения стоимости жилья. На основе объединения участников строительного комплекса в единый технологический строительно-финансовый комплекс и создания ипотечного строительства в июне 1995 года Министерством юстиции Республики Марий Эл была зарегистрирована ассоциация строителей города Йошкар-Олы. В состав ассоциации "Строители" вошли двадцать организаций и предприятий строительного комплекса города. Общая численность ассоциации - более пяти тысяч человек. В городе уже 2 года функционирует семейный накопительный счет "Жилинвесткредит" Марпромбанка. В 1995 году банк передал населению 104 квартиры. На 1996 год заключено договоров на 250 квартир.

Проведенная Министерством финансов жилищная лотерея завершилась 25 августа 1995 года. Было выпущено 50 тыс.билетов стоимостью 100 тыс.рублей на сумму 5 млрд.руб. По положению розыгрыша только 20% средств идет на строительство квартир, а невыигравшим организаторы с 15 февраля по 5 июня 1996 года обязуются вернуть 75 тыс.руб. за билет. Однако, продано всего 3613 билетов или 7,2% от тиража. С учетом 75%, которые необходимо вернуть, получается, что на собранные деньги можно построить только две однокомнатные квартиры.

Комитету по экономике администрации города предоставлено право регулировать тарифы на услуги бань, системы водоснабжения и канализации, ритуальные, на теплоэнергию, вырабатываемую ведомственными котельными, устанавливать плату за коммунальные услуги, исходя из утвержденных правительством тарифов на теплоэнергию, и нормативы потребления этих услуг.

В 1995 году количество рассмотренных и утвержденных цен и тарифов на регулируемые услуги составило 313. Из общего количества рассмотренных цен и тарифов - 98 составили цены и тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую ведомственными котельными, 160 - тарифы на ритуальные услуги и 54 - коммунальные и прочие.

В связи с высокими ценами, складывающимися в городе за отопление и горячее водоснабжение жилых домов, администрация города предпринимала соответствующие меры по воздействию на тарифы тепловой энергии, вырабатываемой Йошкар-Олинской ТЭЦ-1, утверждаемые Республиканской энергетической комиссией. По предложению администрации города и Министерства финансов Республиканской энергетической комиссией был снижен тариф на тепловую энергию, вырабатываемую Йошкар-Олинской ТЭЦ-1 с 131900 руб. до 109220 руб. за 1 Гкал. Соответственно снизилась взимаемая с населения плата за отопление и горячее водоснабжение соответственно с 1202 руб. до 995 руб. с 1 кв.м и с 8890 до 7749 с 1 человека в месяц, или на 13%.

Кроме того, распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 27 ноября 1995 г. N 748-р право утверждать тарифы на тепловую энергию, отпускаемую Йошкар-Олинской ТЭЦ-1, было предоставлено администрации города.

В целях сокращения расходов и изысканию дополнительных доходов по отрасли "Жилищно-коммунальное хозяйство" администрацией города в начале 1995 года пересмотрены нормативы потребления электроэнергии, учитываемые при предоставлении льгот отдельным категориям граждан. Данные нормативы утверждены постановлением главы администрации в расчете на год на семью, в пределах которых распространяется 50%-ная льгота по оплате. Сверхлимитное потребление электрической энергии оплачивается по фактической себестоимости.

В 1995 году комитетом по экономике проверено состояние дисциплины цен на 22 предприятиях, из них на 10 или на 45,4% к числу проверенных предприятий выявлены нарушения дисциплины цен. Взыскано в доход бюджета 21 млн.руб., в том числе штрафов 8926 тыс.руб., перечислено в фонд социальной поддержки населения 1575 тыс.руб.

Одним из путей выхода экономики города из кризиса является развитие малого предпринимательства. Правительством республики принят Закон Республики Марий Эл "Об основах государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Марий Эл", который предусматривает государственную поддержку малого предпринимательства с целью создания равных условий и возможностей осуществления предпринимательской деятельности для субъектов малого предпринимательства, обеспечения доступа к производственным, кредитным, инвестиционным ресурсам и источникам информации, участия во внешнеэкономической деятельности, подготовке кадров. Преимущественное право на получение поддержки имеют субъекты малого предпринимательства, осуществляющие деятельность, признанную приоритетной.

По состоянию на 1 января 1996 года в городе Йошкар-Оле насчитывается около 2500 малых предприятий. Выборочное обследование показывает следующее распределение малых предприятий по отраслям: промышленность - 20,4%; торговля и общепит - 30,1%; строительство - 8,6%; сельское хозяйство - 5,4%; кредитование, финансы, страхование, пенсионное обслуживание - 5,4%; материально-техническое снабжение - 4,3%; транспорт - 3,2%%; другие виды деятельности (заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, образование, культура и искусство и пр.) - 22,6%.

Малыми предприятиями города Йошкар-Олы выпускаются такие виды промышленной продукции, как: синтетические моющие вещества (ИЧП "Геникс"), изделия из пластмасс (ТОО "Спикер"), металлические решетки, двери железные (ПКФ "Элис"), дисковые пилы, пилы для деревообработки, скобы мебельные (ГПИ "Махагони"), асфальтобетон и нефтебитум (АО "Асфальтобетон"), пиломатериалы обрезные и необрезные, блоки дверные,оконные,балконные,плинтуса,наличники (АОЗТ "Декла") и др.

Важное место в работе городской администрации занимают вопросы социальной политики. Бюджетные средства, в первую очередь, направляются на решение вопросов, связанных с выплатой пенсий, пособий, оказание социальной помощи одиноким престарелым, инвалидам, приобретение медикаментов.

Слабо защищенные слои населения получают различную денежную помощь. Сохраняются льготы по квартплате и коммунальным услугам многодетным семьям, одиноким престарелым. Выделяются субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг тем категориям населения, у которых оплата коммунальных услуг превышает 15% совокупного семейного дохода. Реализованы льготы на бесплатный проезд и коммунальные услуги ветеранам труда».



Назад

Дата изменения: 15.01.2024