История горплана. Вступление в XXI векВступление в XXI век Лежнина Маргарита Александровна с 20.08.97 г. по 09.07.2001 г. - заместитель главы администрации города, председатель комитета по экономике. В настоящее время замещает должность заместителя министра Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл. Под руководством М.А.Лежниной была разработана «Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Йошкар-Олы и пригородных населенных пунктов до 2003 года» и Программа мероприятий по энергосбережению в городе Йошкар-Оле и пригородных населенных пунктах до 2003 года.
Из отчета о работе комитета по экономике администрации города Йошкар-Олы за 10 месяцев 1997 года: «Комитет по экономике является самостоятельным структурным подразделением администрации города, обладающим полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, Уставом города Йошкар-Олы, и осуществляющим исполнительную и распорядительную деятельность по управлению социально-экономическим развитием, прогнозированию и экономическому регулированию в городе. В составе комитета 5 человек, включая зам.главы по экономике. На основе анализа социальных процессов в городе комитетом по экономике разработан долгосрочный (до 2000г.) и краткосрочный (на 1998г.) прогнозы социально-экономического развития города с учетом предложений отраслевых отделов администрации города. Прогноз на 1998 год прошел защиту в Министерстве экономики. В целях повышения ответственности субъектов хозяйственной деятельности по своим обязательствам перед бюджетом, обеспечения своевременной уплаты налоговых и иных обязательных платежей в бюджет города и внебюджетные фонды при администрации города в феврале текущего года создана постоянно действующая комиссия по работе с предприятиями-недоимщиками. Основная задача комиссии - сокращение недоимки по налогам и платежам, причитающихся к уплате в бюджет города, повышение собираемости налогов и реализация механизма взаиморасчетов путем бартерного обмена на взаимовыгодных условиях между предприятиями-налогоплательщиками и расходами бюджета на основе формирования муниципального заказа. C начала работы комиссии проведено 45 заседаний, заслушаны более 200 предприятий, в том числе 42 - повторно. С начала работы комиссии перечислено предприятиями добровольно 6,7 млрд.руб., изъято наличных денежных средств - 727 млн.руб., арестовано имущества на сумму 8,9 млрд.руб. Проведенный совместно с городской налоговой инспекцией анализ показал, что из более 4000 предприятий города 60% недоимки дают 32% предприятий-монстров (Мариэнерго, ТЭЦ, заводы), 17% - “лежачие” предприятия и только 20% - “живая” недоимка. Комитетом по экономике подготовлен список потребности в материалах, запасных частях и товарах, необходимых муниципальным предприятиям города Йошкар-Олы на 1997, 1998 г., и направлен в крупные промышленные предприятия города для работы по погашению задолженности в бюджет. Кроме того, составлен каталог предприятий-товаропроизводителей промышленной продукции г.Йошкар-Олы. В настоящее время подготовлено постановление мэра города “О размещении муниципального заказа на конкурсной основе”, разработано положение о конкурсной комиссии по формированию муниципального заказа. В соответствии с решением внеочередной сессии второго созыва Йошкар-Олинского городского Собрания от 28.05.97г. создана распоряжением главы администрации № 347-р от 25.06.97г. межведомственная комиссия по координации деятельности предприятий в вопросах экономической стабилизации, наращивания производственного потенциала, повышения платежеспособности предприятий города. Проведено 4 заседания, на которых рассмотрены вопросы о формировании бюджета на 1998 год, о неплатежах в бюджет, подготовка предложений предприятий по расходной части бюджета, обмен опытом по выводу предприятий из кризисного состояния на примере ОАО”Электроавтоматика” с выездом на предприятие. В июле комитетом по экономике была разработана Программа деятельности администрации города Йошкар-Олы до 2000 года. Цели и задачи Программы в создании реальных условий для развития производственной, жилой, инженерной и социальной инфраструктуры на основе максимального использования возможностей самофинансирования, привлечения инвесторов. В августе разработана программа “О перспективах развития предприятий и организаций по сохранению и созданию рабочих мест на 1996-2000 г.г.” Основным направлением в работе комитета по экономике по ценам продолжает оставаться усиление контроля за ценами в отраслях естественных монополий, ограничение роста цен на регулируемую продукцию, снижение инфляционных процессов. С этой целью проводится работа по анализу экономической обоснованности проектов цен и тарифов на регулируемую продукцию и услуги с выходом на предприятия. В отчетном периоде проведено 5 заседаний городской энергетической комиссии, на которой рассмотрены тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую ведомственными котельными, утверждено 117 цен и тарифов на регулируемую продукцию. Проверено 19 предприятий, в том числе промышленности - 4, торговли - 4, коммунального о хозяйства - 5, общепита -5 и др. В результате рассмотрения проектов представленных цен и тарифов с выходом на предприятия произведено снижение цен и тарифов против представленных проектов на сумму 8529,8 млн.руб. в расчете на плановый выпуск, в том числе сэкономлено средств по МП”Водоканал” на сумму 5543,6 млн.руб., по ТЭЦ-1 - 2744,2 млн.руб., по прочим предприятиям - 242 млн.руб. Приостановлено повышение тарифов на воду и стоки по МП “Водоканал”. В сентябре месяце инспектором по ценам комитета по экономике представлен мэру для рассмотрения материал по фактам реализации АНПО”Марихолодмаш” подакцизного товара (бензина) без лицензии на сумму 99,8 млн.руб. На предприятие наложен штраф в сумме 7 млн.руб. Работники комитета по экономике приняли участие в работе правительственных комиссий по проверке финансово-хозяйственной деятельности Йошкар-Олинского гормолзавода, ТЭЦ-1 и МПЖХ. Кроме того, проведен анализ деятельности муниципальных предприятий за 8 месяцев 1997 года. Комитетом по экономике совместно с МПЖХ обновлены расчеты на передачу жилфонда ММЗ на баланс МПЖХ, оказана помощь МПЖХ в разработке программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. В ноябре проведена комплексная проверка МПЖХ, в настоящее время готовится комплексная проверка ТЭЦ-1 с целью определения экономически обоснованной нормативной стоимости 1 Гкал. теплоэнергии, вырабатываемой ТЭЦ-1. Согласно решению YI сессии городского Собрания от 3.04.97 г. проведено изучение пассажиропотока на троллейбусном транспорте с целью определения суммы дотации из городского бюджета МП троллейбусного транспорта для возмещения затрат по бесплатному проезду льготников. Населению, осуществляющему строительство (ремонт) жилых домов и надворных построек, садовых домиков, выделено леса на корню в количестве 6360 куб. метров (123 жителям города и сельских населенных пунктов), в т.ч. 320 куб. метров выделено бесплатно инвалидам, погорельцам, многодетным семьям. Комитет по экономике вышел с ходатайством в Правительство Республики Марий Эл о выделении леса бесплатно индивидуальным застройщикам, проживающим на территориях сельских администраций города. Учитывая наши предложения, постановлением Правительства Республики Марий Эл № 60 от 11.03.97 г. сельским администрациям города выделен бесплатно лес на корню в количестве 5000 куб. метров. Комитетом по экономике проведена работа с уличными комитетами, и сформирован список жителей города, нуждающихся в приобретении топлива (дрова, уголь) на льготных основаниях в 1997 году. Более 150 человек получило топливо по льготным расценкам. Комитет по экономике на постоянной основе участвует в работе экспертной комиссии при Министерстве экономики РМЭ по технико-экономической экспертизе инвестиционных проектов предприятий, защищая в первую очередь интересы города. В соответствии с данными комитету по экономике полномочиями в развитии и поддержке малого предпринимательства ведется выдача лицензий субъектам малого предпринимательства, проводится анализ поступления финансовых ресурсов от лицензионной деятельности. За 9 месяцев 1997г. от лицензионной деятельности поступило в бюджет города 1,9 млрд.руб. Кроме того, проводятся консультирование представителей малого бизнеса, проверки соблюдения условий выдачи лицензий». В начале реформирования (1992 г.) отрицательное отношение к применению плановых начал в развитии экономики негативно отразилось на применении целевых программ. В России началось вытеснение государства из экономической сферы. Изучение и обобщение зарубежного опыта государственного регулирования позволили внести коррективы в практику руководства экономикой нашей страны, вернуться в чем-то к ее плановым началам. Уже во второй половине 1992 г. Правительство РФ постановлением № 638 установило порядок разработки и реализации федеральных целевых программ развития нашей страны. В 1997 году администрацией города Йошкар-Олы были частично профинансированы федеральные целевые программы “Материнство и детство”, “Вакцинопрофилактика”, “Дети-инвалиды” на сумму 3,4 млн.руб. Из федерального бюджета средства не выделялись, кроме программы “Жилище” (на строительство жилья для военнослужащих в сумме 2,1 млн.руб.) Из средств фонда занятости на выполнение “Программы занятости” в 1998 году будет выделено 28 млн.руб. В 1997 году комитетом по экономике разработана программа деятельности администрации города на 1997-2000 годы, которая затрагивала развитие всей социальной сферы. В рамках выполнения данной программы освоение средств в 1997 году составило 170,4 млн. руб.» На период работы Председателя горплана М.А.Лежниной пришелся мировой экономический кризис 1998 года, который коснулся и городских предприятий. Из выступления М.А.Лежниной перед ветеранами (февраль 1999 года): «Закончился сложный для всех нас 1998 год. Финансовый кризис, разразившийся во второй половине августа, почти свел на нет наметившийся в 1 полугодии 1998 года экономический подъем, когда рост составил 109,3 % к уровню 1997 года. К концу года рост составил лишь 0,4 %. “Ударная волна” девальвации, начавшейся 17 августа, накрыла денежно-кредитную систему. Те предприятия, на которых держалась официальная экономика, оказались на грани выживания. Ведь крайними в текущей ситуации оказываются именно те, кто все предшествующие годы оставался верен курсу реформ, жил по закону, платил налоги и не прятал заработанное в “тень”. Не имея “черных запасов”, они уже сталкиваются с непреодолимыми трудностями. Как платить зарплату, рассчитываться с поставщиками и подрядчиками, каким образом перечислять налоги? Предприятия, обеспечившие рост промышленного производства по сравнению с 1997 годом: ОАО “Биомашприбор”, ФГУП “ЗПП”, Йошкар-Олинское УПП ВОС, ОАО “Завод искусственных кож”, ОАО ”Йошкар-Олинская швейная фабрика”, УПП ВОГ, ОАО «Йошкар-Олинская кондитерская фабрика», РГУП «Сувенир», РГУП “Марийский хлеб”, ОАО «Обувная фабрика», ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат», ЗАО «Макаронная фабрика». Сократили объемы производства: МГП “Маяк”, ООО “Марийская мебель”, ОАО “Аленкино”, ОАО “Стройконструкция”, ЗАО “Март”, ООО “Йошкар-Олинский комбинат хлебопродуктов”, ОАО «КПД». Основные причины сокращения объемов производства: недостаток оборотных средств, отсутствие денежных поступлений от заказчиков продукции, значительное увеличение стоимости сырья для производства. Нами проведен сравнительный анализ выпуска некоторых товаров народного потребления в 1998 г. по сравнению с 1990 годом. Некоторые примеры: * ООО ПКФ ”Мебельная фабрика” - столы, кресла, диван-кровати - 1%; * ОАО ”Йошкар-Олинский завод лесного машиностроения” - валочно-пакетирующие машины -3%; * ОАО ”Обувная фабрика” - обувь - 4%; * ЗАО ”Март” - верхний трикотаж, белье трикотажное - 8,5-9,7%; * ОАО ”Йошкар-Олинский молочный комбинат” - молочная продукция - 7,9%, масло - 3%; * ЗАО ”Йошкар-Олинский мясокомбинат” - мясо - 8,7%, колбасные изделия - 19,1%; * ОАО ”Йошкар-Олинская кондитерская фабрика” - кондитерские изделия - 2,7%». Несмотря на объективные сложности, комитетом по экономике под руководством М.А. Лежниной, проводилась большая работа по выходу из сложившейся ситуации, по привлечению инвесторов. В апреле 1999 года, по инициативе Маргариты Александровны, был подготовлен и проведен семинар для директоров средних предприятий и малого бизнеса с участием представителей Британского корпуса экспертов (BESO) по привлечению экспертов и инвестиций. По итогам семинара проводилась работа по трем бизнес-проектам: ОАО «Труженица», Йошкар-Олинской швейной фабрики и ОАО «Винзавод Марийский». На фото: Лежнина М.А., эксперты BESO, Якимович С.С.
Вопросы, подготовленные комитетом по экономике и заслушанные на сессиях Йошкар-Олинского городского Собрания в 1998-2000 г.г.:
1998 год 1. Об итогах социально-экономического развития г.Йошкар-Олы за 1997 год и прогнозе социально-экономического развития города на 1998 год. 2. О программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства в городе Йошкар-Оле и пригородных населенных пунктах до 2003 года». 3. О выполнении Программы занятости населения в г.Йошкар-Оле за 1997 год и Программе занятости населения города на 1998 год. 4. О размещении муниципального заказа на конкурсной основе. 5. О работе межведомственной комиссии по координации деятельности предприятий (на комиссии по экономическому развитию, предпринимательству и приватизации). 6. О развитии среднего и малого бизнеса в городе Йошкар-Оле. 7. Информация о введении повременной платы за телефонные услуги в городе Йошкар-Оле. 8. Об итогах социально-экономического развития города Йошкар-Олы за 1997 год и прогнозе социально-экономического развития города на 1998 год (о выработке стратегии по защите прав товаропроизводителей). 9. О программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства в г.Йошкар-Оле и пригородных населенных пунктах до 2003 года. 10. О программе поддержки малого предпринимательства. 11. Об итогах социально-экономического развития города Йошкар-Олы за 1 полугодие 1998 года. 12. О выполнении решения постоянной комиссии от 2.12.97г. «О работе комитета по экономике» (на комиссии по экономическому развитию, предпринимательству и приватизации). 13. О Программе социально-экономического развития города Йошкар-Олы на 1999 год. 14. О выполнении пункта 3 решения городского Собрания от 29.09.98 г. «Об итогах социально-экономического развития города Йошкар-Олы за 1 полугодие 1998 года». («О регулировании потребительских цен из набора 25 основных продуктов питания, производимых в республике Марий Эл».
1999 год 1. Об итогах социально-экономического развития города Йошкар-Олы за 1998 год. 2. О структуре платежей, получаемых ведомственными ЖКО от квартиросъемщиков и упорядочении расчетов с муниципальными предприятиями, оказывающими им коммунальные услуги. 3. О выполнении Программы содействия занятости населения города на 1998 год и о Программе содействия занятости населения города Йошкар-Олы на 1999 год. 4. О проблемах экономического развития предприятий промышленности, строительства, транспорта в г. Йошкар-Оле (Депутатские слушания). 5. О ходе выполнения Программы поддержки малого предпринимательства. 6. О выполнении Программы социально-экономического развития города Йошкар-Олы на 1999 год по итогам за 1 полугодие. 7. О программе социально-экономического развития города Йошкар-Олы на 2000 год.
2000 год 1. Об итогах выполнения Программы социально-экономического развития г. Йошкар-Олы на 1999 год и о Программе социально-экономического развития города Йошкар-Олы на 2000 год. 2. О выполнении Программы поддержки малого предпринимательства за 1999 год и о Программе поддержки малого предпринимательства в городе Йошкар-Оле на 2000 год. 3. О выполнении Программы содействия занятости населения города на 1999 год и о Программе содействия занятости населения города Йошкар-Олы на 2000 год. 3. Об итогах социально-экономического развития города Йошкар-Олы за 1 полугодие 2000 года. 4. Коллегия администрации города «Итоги социально-экономического развития г. Йошкар-Олы за 1999 год и задачи на 2000 год». 5. Коллегия администрации города «Об итогах за 9 месяцев и ожидаемые результаты работы за 2000 год основных налогообразующих предприятий города – как основа формирования бюджета города на 2001 год».
В 1999 году при непосредственном участии комитета по экономике впервые подготовлены материалы и отправлены на конкурс «Самый благоустроенный город России за 1998 год», город вошел в десятку лучших и стал «пилотным» городом по реформированию ЖКХ города. С февраля 1998 года на комитет по экономике возложена еще одна функция – размещение муниципального заказа на конкурсной основе. Одним из приоритетных направлений деятельности комитета по экономике в 1998-1999 г.г. стала координация деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, участие в разработке мер по их поддержке. Разработана Программа поддержки предпринимателей города Йошкар-Олы на 1998-1999 г.г. При администрации города создан Координационный Совет поддержки малого предпринимательства.
|