itogi_zdrav_2010ИТОГИ финансовой деятельности учреждений здравоохранения ГЗУ за 2010г.
Анализ финансовой деятельности учреждений здравоохранения города Йошкар-Олы за 2010 год проведен на основании данных, представленных учреждениями по форме 1-ф, 2-ф, 3-фк, 4-ф и другими оперативными формами и аналогичными данными за соответствующий период прошлого года без учета средств, направленных на финансирование мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье».
В 2010 году по двум источникам финансирования планировалось получить 815,7 млн. рублей, в том числе:
Средства бюджета – 471,5 млн. рублей (с учетом поправок), Средства ОМС – 344,2 млн. рублей (прогнозируемые ЛПУ).
По итогам 2010 года за счет средств бюджета получено 471,3 млн. рублей. За 2009 год – 397,3 млн. рублей.
За счет средств ОМС получено 344,3 млн. рублей, за 2009 год – 427,6 млн. рублей.
Всего по двум источникам финансирования получено 815,6 млн. рублей. В 2009 году – 824,9 млн. рублей. ( уменьшение на 9,3 млн. рублей )
Прочие поступления составили 160,6 млн. рублей, в том числе от предпринимательской деятельности – 159,7 млн. рублей (за 2009 г. 135 млн. рублей).
Всего получено финансовых средств 976,2 млн. рублей, что на 1% больше, чем в предыдущем году. (964,4 млн. рублей в 2009 году.)
В структуре доходов учреждений здравоохранения за 2010 год бюджетные средства занимают 48%, средства ОМС – 35% и прочие поступления - 17%. В структуре доходов произошли следующие изменения: на 7% увеличилась доля бюджетных поступлений, на 9 % уменьшилась доля поступлений из ОМС. Доля прочих поступлений выросла на 2%. Первоначально Министерством здравоохранения были доведены бюджетные ассигнования на 2010 год в сумме 449,8 млн. рублей. С учетом поправок бюджетные назначения составили 471,5 млн. рублей, т.е. были увеличены на 21,7 млн. рублей. Увеличение кредитов произошло по следующим статьям расходов: - заработная плата и начисления на нее - 4,4 млн. рублей, - текущие ремонты зданий и оборудования – 6,3 млн. рублей, - коммунальные услуги - 1 млн. рублей, - приобретение оборудования – 3,1 млн. рублей, - на ГСМ и запасные части к автомобилям скорой помощи – 2 млн. рублей, - на противопожарные мероприятия -2 млн. рублей, - на медикаменты и продукты питания по бюджетным подразделениям -2 млн. рублей, - на мероприятия по вакцинопрофилактике 0,7 млн. рублей.
После уточнения бюджет освоен на 100%. В таблице показан процент исполнения бюджета к первоначальным назначениям. Если в 2009 году исполнение бюджета к первоначальным назначениям по учреждениям в целом составляло 87% (бюджет был сокращен на 55,9 млн. рублей), то в 2010 году этот показатель составляет 102,6%. Первоначальный прогноз поступлений за счет средств ОМС составлял 344,2 млн. рублей. Фактически получено городскими учреждениями здравоохранения 344,3 млн. рублей или 100% от прогноза. По сравнению с прошлым годом доходы от предпринимательской деятельности учреждений увеличились на 18%. Доля их в структуре доходов учреждений здравоохранения составляет 17%. Наиболее высокий уровень доходов от предпринимательской деятельности в структуре доходов стоматологических поликлиник детской и взрослой, МСЧ № 1, поликлиники № 1. За счет осуществления предпринимательской деятельности ЛПУ города в 2010 году перечисления налога на прибыль в бюджеты различных уровней составили 2,7 млн. рублей.(2,8 млн. рублей в 2009г.). Поступления средств на 1 жителя в 2010 году от оказания платных медицинских услуг населению составили 554 рубля, в 2009 году – 465 рублей. Рост объемов предпринимательской деятельности в разрезе учреждений в процентном и абсолютном отношениях к 2009 году представлен в следующих таблицах.
Структура кассовых расходов ЛПУ за 2009 и 2010 годы по источникам финансирования, %.
В структуре расходов по видам затрат: самой затратной остается стационарная помощь –49%. Амбулаторно-поликлиническая помощь составляет 34 %, скорая помощь – 7%. Стационарозамещающая помощь составляет 3% и 7% прочие виды медицинской помощи.
Фактические расходы медицинских учреждений города за 2010г. составили 988,8 млн. рублей (за 2009 год-952,2 млн. рублей), т.е. расходы превысили доходы на 12,7 млн. рублей.
Превышение фактических расходов над доходами наблюдается в большинстве учреждений, за исключением поликлиник 2,5, станции скорой медицинской помощи, детской стоматологии. В детской стоматологической поликлинике сложилась наиболее благоприятная финансовая ситуация.
Основными в структуре расходов являются расходы на заработную плату и начисления на нее. Увеличилась на 2 % доля фактических расходов на коммунальные услуги, на 2 % произошло уменьшение доли на прочие статьи расходов.
Исходя из представленных учреждениями данных сложилась следующая стоимость единицы объемов медицинской помощи (с 2009 года исчисляется по кассовым расходам):
Стоимость единицы объемов медицинской помощи по итогам работы ЛПУ города за 2010 год, руб.
Стоимость койко-дня в среднем по учреждениям здравоохранения города Йошкар-Олы в 2010 году составляет 945,68 рубля, за предыдущий год 902,33 рублей, по РМЭ – 758,92 рубля. Стоимость койко-дня пребывания в дневном стационаре в среднем по городским учреждениям составляет 174,4 рубля. 165,26 рублей в 2009г. 204,74рубля по РМЭ.
Стоимость посещения в амбулаторно-поликлинические учреждения города в среднем составляет 134,61 рубля, за 2009г. 124,98 рубля. По РМЭ – 131,03рубль. Стоимость вызова скорой помощи 695,08 рублей, за 2009г. 713,7 рублей. По РМЭ 483,11рубля.
На оплату труда в 2010 году городским учреждениям здравоохранения первоначально утвержден фонд оплаты труда в сумме 397,4 млн. рублей, в т.ч. за счет средств бюджета 256,6 млн. рублей, 140,8 млн. рублей за счет средств ОМС. Если в 2009 году бюджетное финансирование заработной платы и начислений осуществлялось в следующих учреждениях, работающих в системе ОМС: перинатальный центр, детская городская больница, инфекционное отделение городской больницы, Семеновская врачебная амбулатория, детская стоматологическая поликлиника. То в 2010 году к этим учреждениям добавился еще и стационар городской больницы. Фонд оплаты труда по бюджету был доведен с дефицитом 3% или 7,9 млн. рублей. Бюджетные назначения на оплату труда были увеличены на 4,4 млн. рублей, что позволило большинству учреждений выплатить заработную плату за декабрь месяц в декабре 2010 года. Фактические начисления заработной платы за 2010 год за счет 2-ух источников финансирования составляют 402,9 млн. рублей. Кроме того, за счет средств от предпринимательской деятельности на заработную плату направлено 67,6 млн. рублей.
Использование фонда оплаты труда в разрезе ЛПУ, т.е. начисленная заработная плата к первоначально утвержденному фонду оплаты труда в %, приведено в таблице. На уровень использования фонда оплаты труда повлияли: выполнение плановых заданий (по учреждениям, заработная плата которых осуществлялась за счет средств ОМС), укомплектованность физическими лицами и то, как в учреждении распределяется вакантный фонд оплаты труда и др. Высокий % использования фонда оплаты труда по детской стоматологической поликлинике связан с выездами бригад в районы республики.
Средняя заработная плата за 2010 год (без предпринимательской деятельности и сумм, полученных по нац. проекту) составила 5212 рубля на занятую должность и 7029 рублей на физическое лицо.
Средняя заработная плата по городским ЛПУ за счет всех источников финансирования с учетом платных услуг и выплат по национальному проекту «Здоровье» на одного работника составила в 2010 году 9144 рубля, рост к предыдущему году 1,6%. По учреждениям здравоохранения РМЭ 8272 рубля (в том числе врачей -16649 рублей, среднего медперсонала -7960рублей) Для сведения: средняя номинальная заработная плата, начисленная за январь-ноябрь 2010 года по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, по городскому округу «Город Йошкар-Ола» составила 14829,8рубля, по республике в целом составляет 12980,5 рублей. Рост к предыдущему году 10,3%.
2009 год 2010год
Задолженность по заработной плате и начислениям на 1 января 2011 года составила 5,8 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета и ОМС 3,1 млн.рублей. Долги по заработной плате (текущие платежи) остались у поликлиник № 1,2,4.
В целом по ЛПУ города уточненные бюджетные назначения на приобретение медикаментов на 2010 год утверждены в сумме 14,8 млн. рублей, в том числе на приобретение льготных, бесплатных медикаментов 5,4 млн. рублей. На 1.01.2011г. средства освоены полностью. За счет средств ОМС на медикаменты направлено 111,9 млн. рублей. В прошлом году – 101,6 млн. рублей. Доля расходов на медикаменты за счет средств ОМС по городским учреждениям здравоохранения составила 30,5%, без учета заработной платы – 60%. Наиболее низкий процент направления средств на медикаменты в 2010 году по стационарам сложился в перинатальном центре, по поликлиникам: в детской стоматологической поликлинике. Кроме того, за счет средств предпринимательской деятельности учреждений на приобретение медикаментов направлено 13,5 млн. рублей или 7,5% поступивших средств.
Стоимость единицы объемов медицинской помощи по медикаментам в 2010 году,руб.
Стоимость койко-дня по медикаментам в среднем по учреждениям здравоохранения города Йошкар-Олы за 2010 год составляет 182,74 рублей (за 2009г. -163,36 рублей). Самая высокая в МСЧ №1. По РМЭ 137,75 рублей. Стоимость койко-дня пребывания в дневном стационаре по медикаментам в среднем по городским учреждениям составляет 53,12 рубль. По РМЭ – 59,74рублей. Стоимость посещения в амбулаторно-поликлинические учреждения города по медикаментам в среднем составляет 9,7 рублей. По РМЭ – 13,38 рублей.
Стоимость вызова скорой помощи по медикаментам 20,23 рублей, в прошлом году -23,64 рублей. В среднем по РМЭ – 31,73рубль. Фактические расходы на медикаменты в 2010 году без бесплатных, льготных медикаментов составили 129,2 млн. рублей. В 2009 году – 122,1 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2011 года кредиторская задолженность ЛПУ по статье «Медикаменты» составила 10,1 млн. рублей. Увеличилась с начала года почти на 3 млн. рублей.
Наибольшая задолженность остается по перинатальному центру. (4,4 млн. рублей). В городской больнице – 2,3 млн. рублей. Фактические расходы на льготные и бесплатные медикаменты за счет бюджета города в 2010 году составили 5,4 млн. рублей. В 2009году - 4,8 млн. рублей. Задолженности на 1 января 2011 года нет.
На организацию лечебного питания в ЛПУ городав 2010 году за счет всех источников финансирования направлено 34,7 млн. рублей, в том числе за счет средств бюджета 1,7 млн. рублей, средств ОМС – 29,1 млн. рублей, прочих источников – 3,9 млн. рублей.
Фактические расходы по статье «Продукты питания» составили 35 млн. рублей. В 2009 году – 34,3 млн. рублей.
Выполнение натуральных норм питания по ЛПУ за 2009-2010годы (%)
Анализ выполнения натуральных норм показал, что в учреждениях наблюдается снижение потребления основных продуктов питания. Средняя стоимость койко-дня по питанию составляет 62,21 руб. (в 2009 году 61,73 руб.), по РМЭ 55,01рублей.
Стоимость койкодня по питанию за 2010 год.
Кредиторская задолженность по продуктам питания увеличилась на 1,4 млн. рублей и составила на 1 января 2011 года 1,7 млн. рублей. Наибольшее значение в перинатальном центре – 703 тыс. рублей.
В 2010 году по ЛПУ города расходы на спецпитание работников, работающих во вредных условиях, составили 1311 тыс. рублей. В 2009 году – 1112 тыс. рублей. С 2005 года бесплатное молоко и лечебные смеси получали дети из малообеспеченных семей в возрасте до 1 года, с 2009 года бесплатное питание стали получать и дети с 1 года до 3-х лет в семьях со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума. В 2010 году фактические расходы составили 3948 тыс. рублей, в 2009 году 3942 тыс. рублей. Кредиты освоены полностью.
На оплату коммунальных услуг в 2010 году предусмотрены и полностью освоены средства бюджета в сумме 51,9 млн. рублей. Кроме того, на оплату коммунальных услуг направлены средства от предпринимательской деятельности учреждений в сумме 5,8 млн. рублей или 10%. Фактические расходы по оплате коммунальных услуг составили 58,1 млн. рублей. Рост к предыдущему году - 1,31.
Кредиторская задолженность на 1 января 2011 года составляет 935 тыс. рублей (за счет предпринимательской деятельности).
На 2010 год лимиты на отопление, электроэнергию остались на уровне 2009 года. Согласно 261 ФЗ, начиная с 2010 года, учреждения обязаны обеспечить снижение в сопоставимых условиях объемов потребленных ими в 2009 году тепло, энерго и водоресурсов не менее чем на 3%, и не менее чем на 15% в течение пяти лет. Расход потребляемой учреждениями здравоохранения города электроэнергии по сравнению с 2009 годом увеличился на 199,3 тыс. Квтч или на 3,6 %. В 2010 году фактическое потребление электроэнергии по отношению к установленным в натуральном выражении лимитам составило 77%. Не уложились в лимиты детская больница, поликлиники № 2,4, детская и взрослая стоматологические поликлиники, Семеновская врачебная амбулатория. Фактическое потребление теплоэнергии по отношению к лимитам составило 74%, по отношению к прошлому году произошло уменьшение потребления на 1455,6 Гкал или 6,3%. По потребленным учреждениями объемам горячей воды в 2010 году произошел рост на 5%, холодной воды рост по сравнению с предыдущим годом составил 11%, по газу произошло снижение потребления на 5,6%. Первоначально Министерством здравоохранения на 2010 год на проведение текущих ремонтов зданий и помещений были доведены бюджетные назначения в сумме 1 млн. рублей. На 1 января 2011 года в ЛПУ проведено ремонтных работ на сумму 8,7 млн. рублей, в том числе за счет бюджета – 5,6 млн. рублей, собственных средств учреждений – 3,1 млн. рублей. (В 2009 году на 21,9 млн. рублей.)
На приобретение основных фондов в 2010 году было направлено 20,3 млн. рублей, в т.ч. за счет муниципального бюджета 3,1 млн. рублей, за счет средств ОМС – 5,1 млн. рублей, за счет предпринимательской деятельности – 12,1 млн. рублей.
Кредиторская задолженность учреждений здравоохранения города за счет всех источников на 1 января 2011 года составила 21,9 млн. рублей, без учета задолженности по заработной плате 16,1 млн. рублей (увеличилась с начала года на 5,8 млн. рублей). В том числе по бюджету кредиторская задолженность составила 349 тыс. рублей. (Увеличение на 187 тыс. рублей) В абсолютном значении самая большая задолженность за счет всех источников остается в перинатальном центре 7 млн. рублей (прирост на 2,2 млн. рублей), в городской больнице - 3 млн. рублей. В детской больнице и МСЧ № 1 по 1,9 млн. рублей, поликлинике № 2 -1,4 млн. рублей.
В структуре кредиторской задолженности статья заработная плата и начисления на нее составляет 26% или 5,8 млн. рублей, медикаменты – 46% или 10,1 млн. рублей, продукты питания -8% или 1692 тыс. рублей, коммунальные платежи-4% или 935 тыс. рублей, прочие статьи расходов– 16% .
Общая дебиторская задолженность по ЛПУ на 1 января 2011 года составила 1,5 млн. рублей, (в том числе за счет средств бюджета 1 млн. рублей). В структуре дебиторской задолженности начисления на заработную плату и оплата за коммунальные услуги составляют по 30%, прочие услуги по договорам- 20%. Наибольшая дебиторская задолженность сложилась в МСЧ № 1, 39 % от общей задолженности (коммунальные платежи, налоги). Самый большой рост дебиторской задолженности произошел в городской больнице (начисления на заработную плату и оплата ком.усл.).
Анализ поступления средств из разных источников в течение 2010 года показал, что наибольший объем средств учреждения получили в 4 квартале. Средства в 2010 году по сравнению с 2009 годом поступали более равномерно.
Из диаграммы видно, что, начиная с 2008 года замедлены темпы роста доходов муниципальных учреждений здравоохранения. Если в 2008 году по сравнению с 2006 годом доходы увеличились в 1,5 раза, то в 2010 году по сравнению с 2008 годом всего на 10%. Финансовая ситуация в отрасли остается напряженной. Руководителям учреждений необходимо принять меры по сокращению кредиторской задолженности. Дата изменения: 15.01.2024 |