|
Итоги социально-экономического развития города Йошкар-Олы за 1 полугодие 2002 года
Объем промышленного производства по предприятиям, которым доведен план-прогноз, за 1 полугодие 2002 года составил 2206,3 млн. руб., или 109 % всопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года. В июне этот показатель составил 107,3%.
Показатели | 1.02. | 1.03. | 1.04. | 1.05. | 1.06. | 1.07. |
Объем промышленной продукции,
в % к прогнозу-плану 2000 год | 103,4 | 101,8 | 101,9 | 96,2 | 94,1 | 93,2 |
Объем промышленной продукции,
в % к прогнозу-плану 2001 год | х | х | 96,3 | 94,0 | 93,6 | 90,8 |
Объем промышленной продукции,
в % к прогнозу-плану 2002 год | 100,6 | 93,73 | 90,66 | 89,3 | 86,6 | 102,6 |
Показатели | 1.02. | 1.03. | 1.04. | 1.05. | 1.06. | 1.07. |
Индекс физического объема промышленной продукции, в %2000 год | 110,9 | 103,2 | 109,5 | 105,0 | 101,6 | 101,4 |
Индекс физического объема промышленной продукции, в %2001 год | 95,0 | 91,0 | 81,5 | 83,9 | 103,9 | 84,6 |
Индекс физического объема промышленной продукции, в %2002 год | 115,3 | 103,2 | 104,6 | 104,2 | 102,4 | 109,0 |
План-прогноз по объему промышленного производства за январь-июнь 2002 года по предприятиям, которым доведены показатели плана-прогноза, выполнен на 102,6%, в том числе за июнь на 107,3%. Выполнение плана-прогноза в июне после ежемесячного невыполнения с начала года объясняется корректировкой контрольных показателей в сторону уменьшения.
По итогам работы за январь-июнь 2002 года 32 процента крупных и средних предприятий города не допустили спада объемов промышленного производства и выполнили взятые обязательства. Среди них: ОАО «Торгтехника», ОАО «ДОЗ», ОАО «КСМ», ЗАО «Март», ЗАО «Йошкар-Олинский завод Искож», ОАО «Йошкар-Олинская обувная фабрика», ГУП «Марийский хлеб», ЗАО «Йошкар-Олинский мясокомбинат», ГУП «Марийрыбпром», ООО «Конси», ОАО «Марийскмолпром», ООО Фирма «Инструмент-Н», ООО «Мехсервис», ОАО «Силикат», ОАО «Йошкар-Олинское СРП ВОГ».
Как показывает анализ экономики последнего десятилетия, если в июне наблюдается рост производства, то он продолжается до конца года, и год заканчивается с ростом. По оценкам участников опроса, проводимого Национальным банком РМЭ, в ближайшее время более трети промышленных предприятий планируют нарастить объемы производства, ожидая расширения спроса. Возможны позитивные изменения в сфере занятости в ряде отраслей промышленности.
Ряд предприятий не выполнили обязательства плана-прогноза и допустили снижение объемов промышленного производства к соответствующему периоду предыдущего года: ОАО «Инреко», ОАО «Завод «Электроавтоматика», ОАО «Завод Лесмаш», АНПО «Марихолодмаш», ОАО «Биомашприбор», ОАО «Йошкар-Олинский ремзавод», ОАО «Стройконструкция», ОАО «НП КСМ», ОАО «Стройкерамика», ОАО «Йошкар-Олинская кондитерская фабрика», ОАО «Йошкар-Олинское УПП ВОС», ОАО «ICN Марбиофарм», ООО «Родина».
Основные причины снижения объемов производства – неконкурентоспособная продукция, отсутствие оборотных средств. В итоге сокращается ресурсно-технологический потенциал.
Продолжает уменьшаться численность занятых в промышленности (с начала года – на 6,7%). Наблюдается тенденция снижения загрузки неконкурентоспособных мощностей и увеличение конкурентоспособных при общем невысоком уровне их использования. Следовательно, большинство заводов работает убыточно. 65 промышленных предприятий получили убыток в сумме 13,5 млн.руб. Всего в экономике убыточными являются 43,5% предприятий.
Ухудшаются показатели финансовой устойчивости производства. Удельный вес просроченной кредиторской задолженности превышает 80%.
В целом возможности поддержания устойчивого роста в рамках существующей структуры производства и мощностей практически исчерпаны. Для ускорения роста необходимы активизация структурных реформ в экономике, создание условий для притока инвестиций и развития новых предприятий и технологий.
Наиболее существенной является проблема задолженности предприятий по платежам в бюджеты всех уровней и иным обязательным платежам. В результате сохранения весьма напряженной ситуации в сфере расчетов предприятий с бюджетом, крупных сумм задолженности, угрозы массового банкротства реальное положение предприятий, перспективы их развития мало предсказуемы и «непрозрачны», что лишает всех субъектов рынка – менеджеров и собственников предприятий, инвесторов, органов власти – каких-либо ориентиров при принятии долгосрочных решений.
Объем подрядных работ за 6 месяцев 2002 года составил 322,8 млн.руб. С начала года наблюдается рост этого показателя к прошлому году. Однако, на представленном далее графике прослеживается тенденция взлета и падения, что свидетельствует о неустойчивости процесса. Во втором полугодии при оптимистичном варианте может продолжаться рост, при неблагоприятных условиях возможен спад строительства.
Показатели | 1.02 | 1.03 | 1.04 | 1.05 | 1.06 | 1.07 |
Объем подрядных работ, в % к соот. периоду прошлого года 2000 год | 86,9 | 86,2 | 79,6 | 77,4 | 83,1 | 78,0 |
Объем подрядных работ, в % к соот. периоду прошлого года 2001 год | 67,6 | 63,7 | 63,9 | 72,4 | 73,7 | 81,8 |
Объем подрядных работ, в % к соот. периоду прошлого года 2002 год | 100,4 | 121,6 | 129,6 | 125,6 | 117,2 | 101,4 |
Объем инвестиций за 5 месяцев 2002 года составил 290,3 млн.руб., или 125,3 % в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2001 года.
Как положительный факт следует отметить рост инвестиций в промышленности за 5 месяцев 2002 года на 1,2%. Не многим более 35% капиталовложений формируется за счет собственных средств предприятий, около 50% составляют привлеченные средства. Отмена инвестиционной льготы с 2002 г., даже при уменьшении налога на прибыль, ухудшает возможности машиностроения. Высок износ основных фондов. Поэтому экономический рост не может быть устойчивым при недоинвестированной промышленности. Без увеличения средств в основной капитал оживление производства прекратится.
Показатели | 1.02 | 1.03 | 1.04 | 1.05 | 1.06 | 1.07 |
Индекс физ. объема инвестиций в осн. капитал,
% 2000 год | 86,9 | 86,2 | 79,6 | 77,4 | 83,1 | 78,0 |
Индекс физ. объема инвестиций в осн. капитал,
% 2001 год | 74,6 | 94,4 | 87,6 | 90 | 80 | 82,1 |
Индекс физ. объема инвестиций в осн. капитал,
% 2002 год | 128,2 | 115,3 | 131,1 | 134,6 | 125,3 | х |
х – данные Госкомстатом представляются позднее
Оборот розничной торговли за январь-июнь составил 2000,5 млн.руб. при плане-прогнозе 1996 млн.руб. Выполнение – 100,2 %.
Показатели | 1.02 | 1.03 | 1.04 | 1.05 | 1.06 | 1.07 |
Розничный товарооборот,
в % к прогнозу-плану 2000 г. | 88,4 | 93,5 | 101,8 | 98,6 | 108,8 | 108,4 |
Розничный товарооборот,
в % к прогнозу-плану 2001 г. | 100,0 | 104,6 | 106,8 | 106,1 | 95,9 | 97,2 |
Розничный товарооборот,
в % к прогнозу-плану 2002 г. | 94,5 | 95,72 | 126,33 | 125,0 | 124,8 | 100,2 |
Потребительский спрос является пока главным двигателем экономического роста. Динамика розничного товарооборота с 2001 года имеет положительную тенденцию.
Показатели | 1.02 | 1.03 | 1.04 | 1.05 | 1.06 | 1.07 |
Розничный товарооборот,
в % к соответст. периоду прошлого года, 2002 г. | 100,4 | 101,9 | 106,9 | 107,1 | 106,1 | 105,7 |
Рост зарплаты без соответствующего роста производительности труда увеличивает издержки предприятий, снижает финансовый результат и не оставляет ресурсов для их развития.
Показатели | 1.02 | 1.03 | 1.04 | 1.05 | 1.06 | 1.07 |
Среднемесячная заработная плата одного работника 2000 год | 1114,9 | 1284,2 | 1304,4 | 1354,6 | 1372,3 | 1392,3 |
Среднемесячная заработная плата одного работника 2001 год | 1721,5 | 1753,7 | 1834,2 | 1853,8 | 1896,9 | 1950,5 |
Среднемесячная заработная плата одного работника 2002 год | 2519,7 | 2567,2 | 2707,3 | 2744,6 | 2782,7 | х |
х – данные Госкомстатом представляются позднее
По предварительным данным ВолгаИнформ, в мае денежные доходы на душу населения повсеместно (за исключением Республики Марий Эл) увеличились на 12 - 37 процентов. Самый высокий уровень денежных доходов традиционно отмечен в Самарской области - 3699,7 руб., что превышает аналогичные данные по Республике Марий Эл, имеющей самые низкие доходы, в 2,3 раза. Марий Эл занимает в настоящее время 76 место в РФ по уровню доходов.
Хотя невыплаты заработной платы остаются хронической проблемой экономики, их существенное сокращение увеличило доходы населения. Номинальная задолженность по зарплате снизилась на 21% с начала 2002 года и составила к концу июня 1,6 среднемесячного фонда заработной платы, или 98,4 млн.руб. Это значительно отличается от ситуации предшествующих лет, когда задолженность по зарплате равнялась нескольким месячным фондам заработной платы.
Показатели | 1.02 | 1.03 | 1.04 | 1.05 | 1.06 | 1.07 |
Просроченная задолженность
по заработной плате, млн.руб. 2000 г. | 165,0 | 161,0 | 150,9 | 152,7 | 148,4 | 145,7 |
Просроченная задолженность
по заработной плате, млн.руб. 2001 г. | 108,9 | 118,5 | 114,0 | 115,2 | 116,8 | 119,6 |
Просроченная задолженность
по заработной плате, млн.руб. 2002 г. | 117,9 | 118,1 | 112,2 | 98,7 | 108,4 | 98,4 |
Целенаправленная работа Администрации города, центра занятости и работодателей позволила снизить количество безработных с начала года с 4538 до 4104, однако достичь уровня 2000-2001 года пока не удалось.
Потребность в работниках на 1 июля 2002 года по городу составила 4066 человек. Однако, профессиональная структура вакансий не всегда соответствует квалификации безработных. Так, на 1 июля на учете в Йошкар-Олинском центре занятости среди безработных нет ни одного дорожного инспектора при потребности предприятий и организаций в 20 чел., врача-терапевта при потребности в 10 чел., кровельщика по стальным кровлям при потребности в 22 чел., изготовителя пищевых полуфабрикатов при потребности в 20 чел. и тракториста-машиниста сельского хозяйства при потребности в 15 чел. Не пользуются спросом у работодателей инженеры, инспекторы по кадрам, воспитатели, учителя, секретари, контролеры, кондукторы, парикмахеры и водители троллейбусов.
Показатели | 1.02 | 1.03 | 1.04 | 1.05 | 1.06 | 1.07 |
Численность официально
зарегистрированных безработных 2000 г. | 3777 | 3786 | 2712 | 3627 | 3489 | 3360 |
Численность официально
зарегистрированных безработных 2001 г. | 3188 | 3119 | 3358 | 3466 | 3372 | 3428 |
Численность официально
зарегистрированных безработных 2002 г. | 4629 | 4664 | 4702 | 4475 | 4317 | 4104 |
Показатели | 1.02 | 1.03 | 1.04 | 1.05 | 1.06 | 1.07 |
Уровень безработицы, %2000 г. | 2,63 | 2,63 | 2,58 | 2,52 | 2,43 | 2,34 |
Уровень безработицы, %2001 г. | 1,97 | 1,92 | 2,07 | 2,14 | 2,08 | 2,11 |
Уровень безработицы, %2002 г. | 2,85 | 2,88 | 2,9 | 2,76 | 2,66 | 2,67 |
Доходная часть бюджета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» за 1 полугодие исполнена в объеме 345,9 млн.руб., или на 102,4% к плану полугодия и 50,9% к годовым назначениям. Собственные доходы бюджета составляют почти 66 % от общей суммы доходов. Расходы бюджета исполнены в объеме 369 млн.руб. Превышение расходов над доходами с начала года увеличивается и составило на 1.07.2002 г. 23,1 млн.руб.
Показатели | 1.02 | 1.03 | 1.04 | 1.05 | 1.06 | 1.07 |
Доходы бюджета, млн.руб. | 54,6 | 100,1 | 151,8 | 220,2 | 290,65 | 345,9 |
Расходы бюджета, млн.руб. | 60,5 | 105,4 | 171,5 | 240,2 | 310,15 | 369,0 |
Дефицит, млн.руб. | -5,9 | -5,3 | -19,7 | -20,0 | -19,5 | -23,1 |
Структура налоговых доходов муниципального образования «Город Йошкар-Ола» представлена на диаграмме.
Решающим фактором майской инфляции стало необоснованное и повсеместное одновременное 10%-ное повышение цен на бензин и дизельное топливо по признаку картельного сговора, из-за чего выросла транспортная составляющая в стоимости товаров. Кроме того, майский скачок – следствие отложенного эффекта произведенного в феврале повышения тарифов естественных монополий. В апреле оно уже сказалось на ценах производителей.
Кроме того, в мае был существенный рост цен на плодоовощную продукцию, имеющий сезонную природу.
В июне снизились цены производителей на промышленную продукцию в связи с сезонным фактором, а также стремлением предприятий достичь конкурентоспособности товаров по цене.
Показатели | 1.02 | 1.03 | 1.04 | 1.05 | 1.06 | 1.07 |
Индекс цен производителей на промышленную продукцию,
в % к предыдущему месяцу | 100,38 | 98,74 | 99,94 | 103,13 | 100,37 | 98,2 |
Индекс цен на товары и платные услуги,
в % к предыдущему месяцу | 103,21 | 101,63 | 101,32 | 100,8 | 101,87 | 99,9 |
По сравнению с прошлым годом в 1 полугодии отмечается тенденция замедления темпов инфляции, однако в связи с решением Правительства РФ об увеличении с июля 2002 года тарифов на газ на 15%, тарифов на электроэнергию, отпускаемую с ФОРЭМ, - на 2,4%, на грузовые железнодорожные перевозки – на 6,8% затраты по промышленности в среднем увеличатся на 3%. К концу года можно прогнозировать уровень инфляции минимум 16%.
Показатели | 1.02 | 1.03 | 1.04 | 1.05 | 1.06 | 1.07 |
Индекс цен на товары и платные услуги,
% к соответств. периоду прошлого года | 119,0 | 119,29 | 117,93 | 117,0 | 116,4 | 115,64 |
В результате проведенной работы в рамках реформирования жилищно-коммунального хозяйства стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг, приходящихся на 1 м2 по состоянию на 1.07.2002 г. составляет 14,67 руб. Уровень возмещения населением фактической стоимости жилищно-коммунальных услуг составляет 9,73 руб. или 66,2 %, а от утвержденного стандарта – 78,1 %. Администрацией города проводится политика на ориентацию муниципальных предприятий по снижению издержек производства услуг, изысканию внутренних резервов по снижению себестоимости.
Троллейбусным транспортом в январе-июне 2002 г. перевезено 69,8 млн. пассажиров, что на 1,6% больше, чем в январе-июне 2001 г. Регулярность движения троллейбусов составила 98%.
Из аэропорта г. Йошкар-Олы в январе-июне 2002 г. воздушными судами отправлено 464 пассажира (52,3% к соответствующему периоду 2001 г.) и 3 тонны грузов (3,9%).
В соответствии с поставленными задачами Администрацией города в 1 полугодии 2002 года проводилась следующая работа:
В области прогнозирования и анализа социально-экономических процессов
1. Основным налогообразующим предприятиям города Йошкар-Олы были доведены показатели плана-прогноза по объемам промышленного производства на 2002 год.
2. Ежемесячно подводились итоги выполнения основных контрольных показателей плана-прогноза.
3. Ежемесячно проводился анализ деятельности основных налогообразующих предприятий города, результаты рассматривались на заседаниях Экономического Совета и вносились предложения по экономической стабилизации предприятий.
4. Ежеквартально проводился мониторинг социально-экономического развития города Йошкар-Олы с представлением заместителям Главы Администрации города и прессе.
В области жилищной политики
5. Проведена подготовительная работа по выработке механизма льготного кредитования населения на строительство и приобретение жилья. Разработано и утверждено Положение «О порядке предоставления льготных целевых кредитов и займов гражданам на строительство и приобретение жилья». Сформирована комиссия по льготному жилищному кредитованию граждан. Проведен конкурс по выбору кредитной организации для предоставления льготных целевых кредитов. Заключено трехстороннее соглашение между Администрацией города Йошкар-Олы, ОСБ Марий Эл № 8614 и финансовым управлением МФ РМЭ по г. Йошкар-Оле. Проведен отбор первых клиентов из числа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации города.
6. Подготовлен пакет документов по выделению субсидий гражданам на приобретение жилых помещений с привлечением средств городского бюджета.
В области финансовой политики и экономии бюджетных средств
7. В целях урегулирования отношений, возникающих между участниками бюджетного процесса при формировании доходной базы и осуществлении расходов бюджета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» было разработано Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Йошкар-Ола».
8. Сформирован и опубликован в газете «Йошкар-Ола» перечень муниципального заказа на 2002 год на закупку продукции для муниципальных нужд за счет средств бюджета и фонда ОМС в объеме 156 млн.руб.
9. Проведена работа по заключению договоров Администрации города с предприятиями-получателями бюджетных средств, не являющихся бюджетными учреждениями по оказанию населению города муниципальных услуг.
В области ценообразования и тарифного регулирования, жилищно-коммунального хозяйства
10. Проведено 7 заседаний Йошкар-Олинской городской комиссии по рассмотрению тарифов и нормативов, рассмотрено и принято решений по 23 вопросам. Подготовлено 13 нормативных актов по вопросам ценовой политики в жилищно-коммунальном хозяйстве и социальной сфере города.
11. Проводилось согласование ценовых котировок по закупке товаров, услуг и работ для муниципальных нужд.
12. Согласовывались цены на хлеб для частных пекарен.
13. Осуществлялся постоянный контроль за изменением цен на продовольственные товары по регионам ПФО.
14. Продолжена работа по реформированию ЖКХ в городе Йошкар-Оле. Разработано и утверждено новое Положение о городской комиссии по рассмотрению тарифов и нормативов. Разработан и утвержден Порядок подачи и рассмотрения заявки на пересмотр тарифов для регулируемых предприятий. Разработано Положение о тарифной политике на ЖКУ в городе Йошкар-Оле.
Основные задачи Администрации города Йошкар-Олы на 2 полугодие 2002 года:
1. Обеспечение стабильной работы промышленности, малого и среднего бизнеса. Закрепление достигнутых результатов экономического роста и создание на этой основе условий для повышения уровня и качества жизни горожан.
2. Выполнение контрольных показателей плана-прогноза.
3. Проведение активной политики занятости.
4. В рамках реформирования ЖКХ - отделение функций собственника жилищного фонда от хозяйственной деятельности по его управлению и обслуживанию в муниципальном секторе.
Начальник отдела экономики С.С.Якимович
Дата изменения: 15.01.2024
|