Информация о социально-экономическом развитии муниципального образования "Город Йошкар-Ола" за 9 месяцев 2003 годаОбщеэкономическая ситуация. Итоги января-сентября текущего года позволяют, оценивать положительную динамику в целом за 2003 год по важнейшим макроэкономическим показателям, причем по большинству показателей темпы роста превышают достигнутые в аналогичном периоде 2002 года:
В январе-сентябре текущего года в целом продолжились тенденции заметного оживления в экономике города, наметившиеся с 2002 года. Положительные тенденции показателей стали носить более выраженный характер, а показатели, имевшие негативную тенденцию, сменили ее на положительную. В 2003 году продолжался рост объемов промышленного производства. Росли реальные располагаемые денежные доходы и потребление населением товаров и услуг. Повысилась инвестиционная активность в экономике. В текущем году постепенно снижаются темпы инфляции: со 102,6% в начале года до 100,2% на конец сентября, причем замедление темпов инфляции проходило в условиях растущего платежеспособного спроса населения: Средняя номинальная заработная плата, начисленная за январь-август 2003 года, по крупным, средним предприятиям и организациям г. Йошкар-Олы составила 3725,6 рубля и увеличилась по сравнению с январем-августом 2002 г. на 27,9 %. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по экономике за январь-август 2002-2003 г.г. (рублей) Итоги работы за 1 полугодие 2003 года отраслей экономики Всеми предприятиями города за 9 месяцев 2003 года выпущено продукции на сумму 6449,4 млн.руб., что составляет 120% к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах. В расчете на душу населения произведено промышленной продукции на сумму 23274,6 руб.
Индекс физического объема производства промышленной продукции (в % к соответствующему периоду прошлого года)за 9 месяцев 2002-2003 г.г.
Выполнение плана-прогноза производства промышленной продукции за 9 месяцев 2002-2003 г.г. За 9 месяцев 2003 года отмечается рост промышленного производства в электроэнергетике, машиностроении, легкой и полиграфической промышленности.
Существенное влияние на результаты экономики города оказывает процедура банкротства. В настоящее время данная процедура применена к 8 крупным предприятиям города: ОАО Велосипедный завод, ОАО Механический завод", ОАО Электроавтоматика, ОАО Инструментальный завод, ОАО Новатор, АНПО Марихолодмаш, ООО Конси и ОАО Железобетон. Часть из этих предприятий уже потеряна как бизнес: ОАО Велосипедный завод, ОАО Механический завод. На других происходит структурное преобразование. Так на производственных площадях ОАО "Завод Новатор" в настоящее время действует 22 малых предприятия и частных предпринимателей. Общая численность работающих составляет более двух тысяч человек. Одно из наиболее успешно действующих - ЗАО «Портал». Предприятие начало свою деятельность в 1996 году с численностью 86 человек и объёмом производства 5,8 млн.руб, сегодня численность персонала составляет около 900 человек и объёмы производства достигли 100 млн.рублей. Ожидаемого эффекта процедура банкротства как правило не дает. Даже в случае создания на базе ликвидируемого предприятия нового, оно, начав свою финансовую деятельность с нуля, но на прежних площадях и оборудовании, вновь накапливает долги (ОАО Завод Лесмаш - ЗАО Завод Лесмаш). За январь-август 2003 года крупными и средними организациями всех отраслей экономики) получен положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убытки) в размере 255 млн. рублей (в 1 полугодии 2002 года был убыток 88,1 млн.руб.). В январе-августе 2003г. доля убыточных предприятий по сравнению с соответствующим периодом 2002г. уменьшилась на 0,2 процентных пункта и составила 40,2%. Однако на транспорте наблюдается снижение финансовых результатов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммунальных предприятий показывает, что причиной неэффективной работы отрасли является недофинансирование из всех уровней бюджета. С целью стабилизации работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства в Правительстве РФ разрабатываются меры по реструктуризации долгов. Оборот розничной торговли в январе-сентябре 2003 г. составил 105,8% к уровню соответствующего периода 2002 года.
Полностью удовлетворяется спрос населения на социально-значимые товары, за счет местного производства и личных хозяйств удовлетворяются потребности в мясе, молоке, овощах, картофеле, яйцах. Продолжается стабильное увеличение оборота общественного питания.
В 2003г. динамично развивались предприятия бытового обслуживания населения г. Йошкар-Олы.
Индекс физического объема инвестиций за 9 месяцев 2002-2003 г.г. (в процентах) Прогрессивная тенденция роста темпов инвестиций в основной капитал объясняется рядом сложившихся с начала 2003 г. конъюнктурных факторов, позитивно сказывающихся на привлекательности размещения в основной капитал свободных активов юридических и физических лиц. К ним относятся:
Можно отметить, что инвестиционная деятельность в городе в 2003 году развивается по активному (оптимистическому) сценарию прогноза, что позволяет принять сложившуюся с начала года динамику роста инвестиций в основной капитал за устойчивую тенденцию. Проведенные прогнозные расчеты динамики инвестиций показали, что за год ожидаемые темпы роста инвестиций могут составить 23 процента. Однако, при сложившейся возрастной структуре основных фондов, их физическом и моральном износе объем инвестиций не соответствует потребностям растущей экономики и недостаточен для обновления основных фондов. Жилищное строительство. В 2003 году в городе наблюдается снижение темпов жилищного строительства. В январе-сентябре 2003г. предприятиями и организациями всех форм собственности, а также населением г. Йошкар-Олы построено 23,7 тыс.кв. метров жилья, что составило 83,9% к соответствующему периоду 2002г. Администрацией города Йошкар-Олы проводится работа с гражданами-очередниками, желающими улучшить свои жилищные условия с помощью льготного кредита на приобретение жилья. С начала года 17 семей получили льготные жилищные кредиты на общую сумму 3,2 млн. руб.
В социальной сфере введен хирургический корпус городской больницы на 60 коек, проведена реконструкция корпусов Республиканской психоневрологической больницы в с. Семеновка, построено здание художественного училища, идет реконструкция детского сада в микрорайоне Сомбатхей под поликлинику восстановительного лечения. Основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, являлись: высокий уровень налогов, неплатежеспособность заказчиков, высокая стоимость материалов, конструкций, изделий. Выполнение федеральных и республиканских целевых программ. В настоящее время в городе реализуется ряд федеральных инвестиционных программ. Они охватывают практически все отрасли экономики и социальной сферы. Это такие программы как «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России», «Меры по развитию онкологической помощи населению РФ», «Развитие образования», «Старшее поколение». Среди строек и объектов, включенных в адресные программы – первая очередь учебно-лабораторного корпуса Марийского пединститута, Детский дом, противотуберкулезный диспансер, Савинский детский дом-интернат для глубоко умственно-отсталых детей, онкологический корпус республиканской больницы, Шоя-Кузнецовский психоневрологический дом-интернат, хирургический корпус больницы инвалидов и участников войн, гериатрический центр на базе республиканской больницы ветеранов войн, завод по производству консервов детского питания.
Социальная сфера Здравоохранение. В муниципальных учреждениях здравоохранения на начало 2003 года 1639 больничных коек, 354 койки в дневных стационарах и стационарах на дому. Мощность муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений города Йошкар-Олы составляет 7071 посещений в смену.
В соответствии с целевой программой «Совершенствование службы скорой медицинской помощи в муниципальном образовании «Город Йошкар-Ола» планируется реконструкция автобазы Минздрава под Станцию скорой медицинской помощи. Материальная база учреждений здравоохранения города с вводом в эксплуатацию этих объектов улучшится. Но в целом по учреждениям здравоохранения города износ основных фондов составляет 65%, многие ЛПУ находятся в приспособленных помещениях, испытывают трудности в проведении текущих и капитальных ремонтов зданий.
В 2003 году лечебно-профилактическими учреждениями проводилась работа по рациональному использованию выделенных ресурсов: проводились конкурсы на поставки медикаментов, медицинского оборудования, продуктов питания и других товаров для нужд учреждений здравоохранения, проводились мероприятия по снижению кредиторской задолженности. Образование. Охват детей дошкольными учреждениями города составляет 86%. Их посещают 7400 детей, что составляет 95,4% от количества мест. Во вторую смену в общеобразовательных школах обучается 9767 детей, что составляет 30,1%.
Материальная база образовательных учреждений г.Йошкар-Олы требует дополнительных финансовых вложений. Темпы ветшания и износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и капитального ремонта. В последние годы упал престиж и востребованность работников образования, значительно уменьшился приток молодых специалистов в образовательные учреждения г.Йошкар-Олы (с 85 чел. в 1999г. до 21 – в 2002г.). Школы города остро нуждаются в учителях технологии, английского языка, физической культуры, информатики. Сохраняется тенденция старения педагогических кадров. Культура и искусство. В 2003 г. продолжала действовать муниципальная целевая комплексная программа: «Сохранение и развитие культуры и искусства на 2002 – 2004г.г.». Библиотеки-филиалы Централизованной библиотечной системы г.Йошкар-Олы работали по программе «Библиотека и современный мир». Количество читателей - 47297 чел., число посещений - 54347 чел., книговыдача - 941988 экземпляров. (Выполнение плана составило 103%).
Платные услуги выполнены всеми учреждениями культуры, направляются на укрепление МТБ, приобретение инструментов, литературы, оборудования, сценических костюмов и пр. Основные проблемы: текущие: ветхие кровли, недостаточно средств на комплектование литературы; отсутствие современной аудио, видео, компьютерной техники, музыкальных инструментов, устарели парковые аттракционы, отсутствие звуковой, световой аппаратуры.
Рынок труда. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года по состоянию на 01.10.2003 года в г.Йошкар-Оле численность безработных, официально зарегистрированных в центре занятости, уменьшилась на 297 человек (с 3451 человек в 2002 году до 3154 человек в 2003 году); уровень регистрируемой безработицы снизился до 2,01% (2002г -2,25%). На рынок труда оказывает отрицательное влияние низкий уровень заработной платы и ее необоснованная межотраслевая дифференциация, задолженность по выплате заработной платы, нестабильность финансового положения хозяйствующих субъектов, часто приводящая к банкротству. Тарифная политика. В январе-июне 2003 г. продолжало идти опережающими темпами повышение регулируемых тарифов на платные услуги населению. Оплата за жилищно-коммунальные услуги в среднем по городу увеличилась с начала года на 17,3%. В том числе оплата за отопление выросла на 25%, за электроэнергию – на 5,5%, сбор бытовых отходов – на 12,5%, жилищные услуги подорожали на 44,9 процента. 30 июня 2003 года постановлением РЭК утвержден тариф на тепловую энергию в размере 351 руб. за 1 Гкал (без НДС) для всех групп потребителей., или с ростом на 30% по сравнению с предыдущим. Повышение стоимости тепловой энергии увеличило стоимость услуги отопления и горячего водоснабжения для нужд города. При сохранении действующего уровня возмещения полной стоимости услуги отопления населением (62,7%) дополнительная нагрузка на бюджет города составит 7,3 млн.руб. в месяц. Средств в бюджете города на эти цели при формировании бюджета предусмотрено не было, поэтому до конца года возможна такая непопулярная мера как новое повышение тарифов для населения за отопление и горячую воду до рекомендуемого размера доли возмещения расходов населением 80%. При этих условиях стоимость оплаты за жилищно-коммунальные услуги возрастет в среднем на 40%. Бюджет. Бюджет муниципального образования "Город Йошкар-Ола" исполнен по доходам в сумме 529,7 млн. руб., в т.ч. по собственным доходам в сумме 332,6 млн.руб., или 62,8%. Расходы составили 573,7 млн.руб. Дефицит бюджета сложился в сумме 44 млн.руб.
В 2003 году в бюджете муниципального образования "Город Йошкар-Ола" по оценке останется примерно 15% собранных налогоплательщиками города средств. При этом налогооблагаемая база в виде собранных налогов и сборов во все уровни бюджетной системы на территории города, напротив, выросла с 2001 года в 2,2 раза, с 2002 года – в 1,6 раза. Среди ближайших к Йошкар-Оле региональных столиц самая низкая бюджетная обеспеченность на 1 жителя в нашем городе. Бюджетная обеспеченность на 1 жителя в 2001-2003 г.г. по городам.
Следовательно, существующая система межбюджетных отношений нуждается в преобразованиях.
|