|
Информация об итогах социально-экономического развития городского округа «Город Йошкар-Ола» за 9 месяцев 2006 года
Анализ социально-экономического развития города в 2006 году свидетельствует о позитивных изменениях, происходивших в основных сферах городской экономики, сохранении положительных тенденций экономического роста.
По состоянию на 1 ноября 2006 года в городе зарегистрировано 8365 предприятий и организаций всех форм собственности (97% к уровню прошлого года). Наибольшее число предприятий сосредоточено в торговле (33,8%), обрабатывающих производствах (12,3%), строительстве (7,7%).
Производство промышленной продукции.
Оборот крупных и средних организаций города в январе-сентябре 2006г. составил 17,9 млрд. рублей, что выше уровня соответствующего периода прошлого года на 26,4%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот организаций существенно вырос по следующим видам деятельности: обрабатывающие производства – на 27,4 %, строительство – на 33%, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств – на 46,5%, связь – на 47,9%, образование – на 27,5%, здравоохранение и предоставление социальных услуг – на 29,2 %.
Отмечается рост объемов производства холодильного оборудования, витаминных препаратов, обуви, кондитерских изделий.
Интегральным показателем, характеризующим социально-экономическое развитие города, является объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, его величина за 9 месяцев 2006 года по крупным и средним предприятиям составила 12,3 млрд.руб., увеличившись на 25,5% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. В обороте крупных и средних предприятий города объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами составил 68,7 процентов. Существенный рост произошел в области оказания услуг, прежде всего связи, операции с недвижимым имуществом, социальном обеспечении, образовании, здравоохранении, предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.
В структуре объема отгруженных крупными и средними предприятиями товаров собственного производства по виду деятельности “Обрабатывающие производства” за январь-сентябрь 2006 года наибольший удельный вес занимали: производство пищевых продуктов, включая напитки и производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования.
Повышенный спрос на продукцию отечественного производства позволил увеличить выпуск продукции предприятиям, производящим пищевые продукты: ЗАО "Йошкар-Олинский мясокомбинат", ОАО "Йошкар-Олинская кондитерская фабрика", ООО "Марийский хладокомбинат", ЗАО «Йошкар-Олнский комбинат хлебопродуктов». Значительно увеличили объемы производства промышленные предприятия: ОАО "Йошкар-Олинский мебельно-зеркальный комбинат", ОАО "НП КСМ", ОАО «Марбиофарм», ЗАО «Йошкар-Олинский инструментальный завод», ООО «Объединение Родина», ООО «Фирма «Лестехком», ООО «Фирма «Вигон», ООО «Фирма «Инструмент-Н», ОАО «Энергия», ООО «Компания «Маэстро», ОАО «Марийский завод силикатного кирпича», ООО «ОАО Марий-прибор».
Выпуск товаров и услуг собственного производства налогообразующими предприятиями города в январе-сентябре 2006 года составил 8,4 млрд. рублей, что на 16,7% выше уровня соответствующего периода 2005 года. Выполнение плана–прогноза налогообразующими предприятиями за 9 месяцев составило 92,4%.
Финансовая деятельность организаций.
В январе-августе 2006 года положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности крупных и средних предприятий и организаций г. Йошкар-Олы составил 459,3 млн. рублей или 93,8% к уровню января-августа прошлого года.
Сумма прибыли превысила убытки в 2,8 раз. Собственно прибыль предприятий города к началу сентября составила 717,2 млн. рублей. Убыток предприятий составил 258 млн. рублей.
Значительное влияние на формирование финансовых ресурсов города оказывают предприятия обрабатывающих производств. Сальдированная прибыль, полученная этими предприятиями, составила 52,5 процентов от общего объема сальдированной прибыли крупных и средних организаций города Йошкар-Олы (за 8 месяцев 2005 года – 56,6 процентов). Увеличился по сравнению с январем-августом 2005 года объем сальдированной прибыли, полученной предприятиями следующих видов деятельности: строительство, связь, розничная торговля, гостиницы и рестораны. Улучшились финансовые результаты предприятий, занимающихся организацией отдыха и развлечений, культуры и спорта, а также организаций, предоставляющих прочие коммунальные, социальные и персональные услуги.
Кредиторская задолженность крупных и средних предприятий города по состоянию на 1 сентября 2006 года составила 7041,1 млн. рублей, из нее просроченная – 3488,6 млн. рублей. В сравнении с соответствующим периодом 2005 года объем кредиторской задолженности сократился на 8,6%. В структуре кредиторской задолженности 37,6% приходится на задолженность обрабатывающих производств, 31,6% - на предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Просроченную кредиторскую задолженность имели 64 предприятия города (30 %).
Дебиторская задолженность составила 4793,6 млн. рублей, из нее 43,8% - просроченная. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года объем дебиторской задолженности сократился на 6%. К началу сентября просроченную дебиторскую задолженность имели 67 предприятий (31,5%). Основной объем (92,2%) просроченной дебиторской задолженности приходился на просроченную задолженность покупателей.
Инвестиции и строительство
Важнейшим фактором экономического роста является привлечение дополнительных инвестиций. Анализ их источников и динамики инвестиционных процессов в городе дает основания говорить о росте инвестиционной привлекательности нашего города.
За январь-август текущего года на развитие экономики и социальной сферы города за счет всех источников финансирования было направлено порядка 2,4 млрд. рублей. По сравнению с соответствующим периодом 2005 года рост показателя составил 4,6%.
За 9 месяцев 2006 года на строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы из бюджета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» выделено 59,4 млн. рублей. Средства направлялись на строительство школы № 15, реконструкцию Перинатального центра, приспособительные работы по размещению отделения восстановительного лечения, строительство жилого дома поз. 19 м/р «Восточный», восстановление жилого дома по ул. Добролюбова, 47, коммунальные объекты.
Объем работ, выполненных на территории города Йошкар-Олы, по полному кругу организаций, по виду деятельности “Строительство” за 9 месяцев 2006 года составил 1,8 млрд. рублей, что на 15,7 % выше уровня января – сентября 2005 года. Из них более половины работ (1 млрд. руб.) выполнено крупными и средними организациями.
За счет расширения и модернизации введены городские АТС на 9,54 тыс. номеров, построены торговые предприятия площадью 0,57 тыс. кв. метров, проведена комплексная реконструкция орошаемых земель на площади 0,1 тыс. га.
В текущем году в Йошкар-Оле введен в действие Ледовый дворец на 2500 мест, общей площадью 7,9 тыс. кв. метров. Завершено строительство современного комфортабельного бизнес-инкубатора общей площадью 1400 квадратных метров.
В настоящее время первоочередной задачей является формирование рынка доступного жилья. Решение этой задачи осуществимо с помощью развития ипотечного кредитования и увеличения объемов строительства.
Проводимая политика в жилищном строительстве способствует ежегодному увеличению ввода жилья. С 2001 года ежегодный ввод жилья в городе составляет примерно 70 тыс. кв. метров. К концу 2005 года жилищный фонд города составил 5,5 млн.кв.м. Средняя обеспеченность общей площадью на одного жителя составила 20,2 кв.м, что ниже среднестатистической по России (20,8 кв.м).
В январе - сентябре 2006 г. в городе было построено 607 квартир общей площадью 45,8 тыс. кв. метров, что на 41,3% выше уровня января-сентября 2005 года. В то же время на 36% снизились объемы индивидуального жилищного строительства. Населением городского округа построено 47 индивидуальных жилых домов общей площадью 7690 кв. метров. Средняя площадь одного введенного индивидуального жилого дома составила 164кв. метра. Средняя стоимость строительства 1 кв. метра общей площади индивидуальных жилых домов в г. Йошкар-Оле составила 1667,6 рублей. Средняя стоимость строительства 1 кв. метра общей площади жилых домов, построенных организациями-застройщиками, составила 13971 рубль.
Сельское хозяйство
Производство сельскохозяйственной продукции
Индекс производства продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях городского округа “Город Йошкар-Ола” в январе-сентябре 2006г. составил 128,9%.
Объем выручки от реализации сельхозпродукции (работ, услуг) составил 32,9 млн. руб., что составляет 97,4 процента к плану-прогнозу.
Растениеводство
На 1 октября 2006г. в сельскохозяйственных организациях города намолочено 1,9 тыс. тонн зерна (на 13,0 % больше соответствующей даты 2005г.) при урожайности 23,7 центнера с 1 гектара.
Животноводство
По сравнению с 2005 годом поголовье коров в хозяйствах всех категорий увеличилось на 8,3%, свиней - на 23,0 %; птицы - в 2,2 раза. В то же время на 1,2 % сократилось поголовье крупного рогатого скота,
овец и коз – на 38,7%.
В сельскохозяйственных организациях увеличилось производство мяса (скот и птица на убой в живом весе) – в 2 раза, молока – на 8, 4 %.
За январь-сентябрь 2006г. в сельскохозяйственных организациях от одной коровы надоено 4427 кг молока, что на 343 кг больше января-сентября 2005г.
В январе-сентябре 2006 года объем реализации картофеля сельскохозяйственными организациями увеличился в 2,3 раза, а объем реализации овощей сократился более чем в два раза по отношению к соответствующему периоду прошлого года.
Транспорт
Автотранспортом крупных и средних организаций городского округа “Город Йошкар-Ола” в январе-сентябре 2006г. перевезено 2089 тыс. тонн грузов (102% к январю-сентябрю 2005г.), грузооборот составил 80,1 млн. тонно-км (101,5% к январю-сентябрю 2005г.). На коммерческой основе перевезено 607,3 тыс. тонн (113,2% к январю-сентябрю 2005г.), грузооборот составил 16 млн. тонно-км (87,4%).
Пассажирский транспортный комплекс города представлен 37 автомобильными маршрутами: 12 автобусных (ПАТП), 11 троллейбусных и 14 коммерческих (индивидуальные предприниматели). Общее количество пассажирского транспорта составляет 546 единиц, в т.ч. автобусов (ПАТП) – 73 ед., троллейбусов – 136 ед., маршрутные такси (газели) – 337 ед.
В январе – сентябре 2006г. автобусами крупных и средних организаций транспорта общего пользования, перевезено 20,4 млн. пассажиров (115,9% к январю – сентябрю 2005г.), пассажирооборот составил 299 млн. пассажиро-км (124%). Регулярность движения автобусов составила 81,1%.
Троллейбусным транспортом в январе-сентябре 2006г. перевезено 54,7 млн. человек, что на 16,9% меньше, чем в январе-сентябре 2005 года. Регулярность движения троллейбусов составила 98,7%.
Наряду с общественным транспортом растет количество легковых и грузовых автомобилей. В 2005 году в городе насчитывалось 44,7 тысяч автомобилей (в 2000г. – 38,7тысяч). Рост автомобильного транспорта ведет к снижению пропускной способности городских дорог. Фактическое состояние улично-дорожной сети вызывает необходимость проведения комплексных мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту дорог на территории города.
Потребительский рынок
Потребительский рынок в городе Йошкар-Оле характеризуется положительной динамикой объема розничного товарооборота, увеличением спроса населения на товары. По итогам девяти месяцев 2006 года общий объем розничного товарооборота составил 8,6 млрд. руб. и увеличился в действующих ценах на 37,4 процента относительно января-сентября 2005 года (по Республике Марий Эл – на 32,3 процента).
Оборот розничной торговли январе-сентябре 2006 года составил 8,1 млрд. руб. и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в сопоставимых ценах – на 37,4 процента. Оборот общественного питания составил 517,3 млн. руб. и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в сопоставимых ценах – на 6,3 процента.
В структуре оборота розничной торговли по городу Йошкар-Оле 30,5 процента составляла продажа товаров крупными и средними предприятиями. Увеличилась доля продаж индивидуальных предпринимателей, реализующих товар вне рынка и малых предприятий. Существенно снизился удельный вес продаж, осуществляемых на рынках. Данные тенденции свидетельствуют о том, что стихийный рынок уступает место цивилизованным методам торговли.
Оборот общественного питания увеличился относительно соответствующего периода 2005 года на 6,3% и составил 517,3 млн. рублей. Доля крупных и средних организаций в общем обороте общественного питания снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3 процентных пункта и составила 56%.
Расширяется сфера услуг, предоставляемых населению организациями города Йошкар-Олы. За январь-сентябрь 2006 года объем платных услуг населению юридическими лицами (без индивидуальных предпринимателей) составил 3,0 млрд. руб. Крупными и средними организациями города платные услуги оказаны на сумму 2,7 млрд. руб., малыми предприятиями – 255,1 тыс. руб. В структуре платных услуг, оказанных крупными и средними организациями населению города, наибольшую долю занимали услуги связи (30,2%), коммунальные услуги (29,2%), транспортные услуги (15,6%), услуги системы образования (10%).
Демографическая ситуация
Число родившихся за январь-сентябрь 2006 года составило 2106 человек, число умерших - 2924 человек. Естественная убыль за девять месяцев составила 818 человека.
За истекший период зарегистрировано 989 браков и 803 развода.
По-прежнему наблюдается превышение числа выбывающих из города над числом прибывающих. Миграционная убыль за восемь месяцев составила 571 человек.
Улучшению динамики демографических показателей в перспективе должна способствовать реализация на территории города основных направлений национального проекта в области здравоохранения: дополнительная диспансеризация работающего населения, выдача родовых сертификатов, пропаганда здорового образа жизни.
Уровень жизни населения
В текущем году удалось изменить ситуацию с просроченной задолженностью предприятий города по выдаче средств на заработную плату. Она уменьшилась с 2,96 млн. руб. (5 организаций) на начало 2006 года до 1,8 млн. руб.(1 организация) на 1 октября 2006 года.
Оживление в промышленности и в других отраслях сказалось на размере среднемесячной заработной платы, составившей за 8 месяцев текущего года 7435,4 руб. при темпе роста 124,2%.
Реальная заработная плата в городе, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в январе-августе 2006г. составила 115,7% к уровню января-августа 2005г.
Самая высокая оплата труда отмечается в финансовой деятельности (16594,4 руб.), самая низкая – в сельском хозяйстве (4880,9 руб.).
В целях укрепления дисциплины оплаты труда и уплаты единого социального налога и страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» администрацией города Йошкар-Олы в мае 2006 года создана специальная Комиссия, которая рассматривает на своих заседаниях вопросы ликвидации задолженности по заработной плате, доведения уровня заработной платы до величины прожиточного минимума и выше, а также полноты уплаты налогов. С июня месяца проведено 6 заседаний Комиссии, на которых заслушаны 40 предприятий. Данным предприятиям предложено в конкретные сроки отчитаться по увеличению величины заработной платы, снижению задолженности по налогам.
Величина среднемесячной заработной платы работников по крупным и средним организациям города Йошкар-Олы за январь-август 2006 года в 2,7 раз превышала величину прожиточного минимума в Республике Марий Эл.
Следует отметить также, что темпы роста среднемесячной заработной платы по-прежнему опережают темпы роста потребительских цен на товары и платные услуги, что является свидетельством роста реальных доходов населения.
Средний размер пенсии на 30.09.2006 года составил 2799,63 рубля и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 12,3 процента.
Преступность
Органами внутренних дел города Йошкар-Олы за девять месяцев 2006 года было зарегистрировано 7904 преступления. Доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем числе совершенных преступлений составляет 36,2%. В структуре преступлений 33,1% составляют кражи, 20,3% - грабежи, 13,7 % - преступления экономической направленности.
Зарегистрировано 381 преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков.
Правоохранительными органами за 9 месяцев 2006 года выявлено 1506 человек, совершивших преступления в городе Йошкар-Оле. Среди лиц, совершивших преступления, более половины (53,9%) составили лица, которые к моменту совершения преступления не имели постоянного источника дохода.
Из лиц, совершивших преступление, 233 человека или 15,5% составляли женщины, 227 человек (15,1%) – несовершеннолетние.
Продолжается тенденция снижения раскрываемости преступлений: за январь-сентябрь 2006 года органами внутренних дел было раскрыто 33,5% преступлений против 34,1% за тот же период 2005 года.
Бюджет муниципального образования «Город Йошкар-Ола»
Бюджет муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на 2006 год утвержден решением городского Собрания 23.12.2005г. № 194-IV и уточнен решениями городского Собрания от 05.05.2006г № 254-1V, от 15.06.06г. № 270-IV, от 21.09.06г. № 293- IV. По оперативным данным за 9 месяцев текущего года на единый счет бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» зачислено доходов в сумме 1086783,7тыс. рублей, что составляет 76,2 % от годовых планируемых показателей и 119,4 % к соответствующему периоду прошлого года. Собственных доходов, поступивших в виде налогов, сборов и иных платежей, зачислено 735757,2 тыс.руб или 78,3 % от планируемого объема на год и 115,9% к уровню 9 месяцев 2005года. Доля собственных доходов составила 67,7% от объема всех поступивших доходов. Финансовая помощь в виде безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы составила 351026,5 тыс.руб, что соответствует 72,2 % от годовой планируемой суммы и 127,6% к уровню 9 месяцев прошлого года, при этом дотации по сравнению с 9 месяцами 2005 года возросли в 2,4 раза, субсидии – в 38,6 раз.
За отчетный период в структуре доходов наибольший объем поступлений составил по налогу на доходы физических лиц (40,3% от собственных доходов), налогу на совокупный доход ( 13%), от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (11,4%), от продажи материальных и нематериальных активов (27,5%). Налог на доходы физических лиц зачислен в бюджет муниципального образования по нормативу 35,7% в размере 296773,2 тыс.руб или 76% от плановых назначений и 153,5% к соответствующему периоду прошлого года, налоги на совокупный доход – единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 95778,9 тыс.руб или 78,9% и 93,0% соответственно, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности – 83588,9 тыс.руб или 103,65% и 103,1%, доходы от продажи материальных и нематериальных активов муниципальной собственности - 202467,2 тыс.руб или 75,8% и 142,7%.
Объем расходов бюджета «Город Йошкар-Ола» за январь-сентябрь 2006 года составил 1053510,1 тыс.рублей. С единого счета бюджета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» профинансировано 70,8 % расходов от их планируемого объема на год. В первоочередном порядке финансировались текущие расходы по выплате заработной платы с начислениями и оплата тепло- и энергоносителей. Расходы на оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг составили 56179 тыс.руб. Из общей суммы произведенных расходов на выплату заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы города Йошкар-Олы за январь-сентябрь 2006 года направлено 457572,7 тыс. рублей или 43,4% от всех расходов. Задолженности по заработной плате с начислениями по состоянию на 1октября по учреждениям бюджетной сферы города нет. На ежемесячные выплаты по книгоиздательской продукции работникам образовательных учреждений направлено 3,3 млн.руб. Выплаты детям-сиротам и детям, находящимися под опекой, составили 4,9 млн.руб. Целевые расходы на выплату малообеспеченным гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг израсходовано 20611,1 тыс.руб. На погребение умерших неработающих граждан из бюджета муниципалитета перечислено 689 тыс.руб.
В общем объеме расходов за 9 месяцев 2006г. наибольший удельный вес составили расходы на образование – 34,3%, на жилищно-коммунальное хозяйство – 34,6%, здравоохранение и спорт – 18,4%, социальную политику – 3,6%, общегосударственные вопросы – 6,2%.
На общегосударственные вопросы направлено 65176,0 тыс.руб или 61,6% от плановых назначений, из них 608,7 тыс.руб - на обслуживание государственного и муниципального долга , 745,5 тыс.руб - на компенсацию процентной ставки кредита под ипотечное строительство.
Расходы по разделу «Национальная экономика» исполнены в сумме 5696,2 тыс.руб или 72,7% плановых назначений года, в том числе: на землеустройство и землепользование городских земель – 445 тыс.руб, возмещение затрат МПТТ по оказанию услуг пассажирам-льготникам – 5023,5 тыс.руб, на строительство городского кладбища «Паганур» - 199,7 тыс.руб. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года расходы возросли в 3 раза.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство профинансированы на 365002,9 тыс.руб или 76,7% от плановых назначений и 94,5% к уровню равного периода прошлого года. Расходы на жилищное хозяйство исполнены в сумме 30368,6 тыс.руб, в том числе 17068,9 тыс.руб направлено на капитальный ремонт жилищного фонда, 660 тыс.руб на капитальные вложения в жилищное строительство.
Значительная часть бюджетных средств –152674,4 тыс.рублей или 47,2% от общих затрат по коммунальному хозяйству направлена на возмещение разницы в ценах на теплоэнергию для жилищного фонда муниципалитета и ЖСК . Всего по разделу «Коммунальное хозяйство» затрачено 323206,7 тыс. руб, что соответствует 77,3% годовых плановых назначений. В сравнении с 9 месяцами 2005 года объемы затрат возросли на 6,9 млн.руб.
На другие вопросы ЖКХ направлено 11434,2 тыс.руб, из них на субсидии малообеспеченным семьям по оплате ЖКУ – 7468,2 тыс.руб, на план застройки города – 3,9 млн.руб.
В социальную сферу: образование, культуру, здравоохранение, социальную защиту населения направлено средств больше, чем в прошлом году за равный период на 59,4 млн.руб или на 10,8 процентных пункта. Расходы на содержание учреждений образования составили 361920,8 тыс.руб; культуры, кинематографии и средств массовой информации – 13187,6 тыс.руб, здравоохранения - 193511,4 тыс.руб, социальную политику – 38256,2 тыс.руб. При этом доля заработной платы работников социальной сферы в общих расходах составила 68,7%, оплаты коммунальных услуг -9%.
Объем муниципального долга на 1.10.2006г. составил 39807,7 тыс.руб , в том числе 33752,4 тыс.руб выданы под муниципальные гарантии, 6055,3 тыс.руб на централизованные кредиты предприятий АПК.
По состоянию на 1.10.2006г. задолженность по бюджетным кредитам, получаемые из республиканского бюджета Республики Марий Эл на покрытие временного кассового разрыва, возникшего при исполнении бюджета муниципального образования, отсутствует, так как бюджетные средства из республиканского бюджета не привлекались.
Плановый дефицит бюджета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на 2006 год составляет 62000 тыс.руб или 6,9% от собственной доходной части бюджета. Фактически бюджет муниципального образования исполнен с профицитом в размере 33273,6 тыс.руб. Источниками образовавшегося профицита явились поступления от продажи земельных участков до разграничения государственной собственности на землю, на которых расположены иные объекты недвижимого имущества, зачисляемые в бюджеты городских округов( +1900,8 тыс.руб), кредиты, полученные в валюте РФ от кредитных организаций бюджетами городских округов (+10000 тыс.руб), остатки средств бюджета (-35174,5 тыс.руб).
Занятость населения
Общая ситуация на рынке труда г.Йошкар-Олы за 9 месяцев т.г. имеет положительные тенденции, обусловленные позитивной динамикой основных социально-экономических показателей, что сказывается на стабилизации ситуации на регистрируемом рынке труда.
Доля занятого населения в г.Йошкар-Оле составляет 95,4% всей численности экономически активного населения, общее число замещенных рабочих мест в январе-сентябре составило 93,9 тыс.человек. При этом численность работающих в крупных и средних предприятиях продолжает сокращаться в пользу организаций малого бизнеса.
Уровень регистрируемой безработицы сократился за отчетный период т.г. на 0,18 процентных пункта c 1,52% по состоянию на начало года до 1,34% на 01.10.06г, а количество безработных, состоящих на учете в городской службе занятости, уменьшилось на 313 человек и составило на 01.10.06г. 2317 человек.
В сравнении с равным периодом прошлого года снизился уровень безработицы на 0,25%, а число официально зарегистрированных безработных – на 437 человек. При этом численность трудоустроенных выросла с 6380 чел. до 7488 чел. или на 17,9% . Доля трудоустроенных граждан из обратившихся в поисках работы увеличилась с 43,8% до 50,5%, а снятых с учета безработных граждан в связи с проведением активной политики занятости увеличилась с 47,9% до 55,8%. Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию снизилась с 1,2 до 0,8.
Наряду с положительными тенденциями напряженность в сфере занятости продолжает сохраняться. В январе-сентябре т.г. факты массового высвобождения отмечались на 16 предприятиях, 1162 чел. были уволены, из которых более половины (54,7%) обратились в Центр занятости населения. Основными клиентами Центра являются женщины (58%), молодежь в возрасте 16-29 лет (43,8%), , несовершеннолетние от 14-18 лет (28,7%), рабочие (29,7%). Свыше 50% безработных имеют высшее и среднее специальное профессиональное образование. Из 15722 вакансий, заявленных работодателями за 9 месяцев, - 83% вакансий для рабочих. Наибольшим спросом пользовались квалифицированные рабочие: водители, газосварщики, слесари, токари, фрезеровщики, строители, станочники по деревообработке, продавцы. Не восполнен спрос по специальностям : страховые агенты, врачи, младшие инспекторы режима и охраны. На рынке труда не востребованы менеджеры, бухгалтеры, операторы ПЭВМ, товароведы, делопроизводители, секретари. Сохраняется большая потребность в неквалифицированной рабочей силе с заработной платой ниже прожиточного минимума.
За 9 месяцев 2006 года проведено 23 ярмарки вакансий рабочих мест с участием 160 организаций, удалось подобрать работу 7488 человекам, организовать занятость на общественных работах 1017 безработным, создать условия для прохождения профессионального обучения 631 безработному, организовать временную занятость для 2908 подростков и 133 безработным, охватить профориентационными услугами 15985 человек. Всего за отчетный период в Центр занятости города Йошкар-Олы обратилось в поисках работы 11580 человек, из них 72,5% незанятых трудовой деятельностью, консультационные услугами получили свыше 23 тыс.человек профессионального и психологического характера.
Здравоохранение
Медицинская помощь населению города Йошкар-Олы оказывалась муниципальными учреждениями здравоохранения: Городской больницей, Детской городской больницей, Перинатальным центром, Медико-санитарной частью № 1, тремя врачебными амбулаториями, тремя самостоятельными поликлиниками, двумя стоматологическими поликлиниками, станцией скорой медицинской помощи, двумя ФАП-ами.
В муниципальном здравоохранении городского округа 2063 койки, из них 1614 круглосуточных , 138 коек дневного пребывания. 271 койка дневного стационара при АПУ, 40 коек в стационаре на дому. Кадровая напряженность сохраняется. Укомплектованность по врачебным должностям составила 61%, по средним медицинским работникам –82,8%.
Демографическая ситуация по г. Йошкар-Оле по-прежнему характеризуется процессом естественной убыли населения. За 9 месяцев 2006 г. родились 2106 детей, что на 33 ребенка меньше, чем за этот же период прошлого года ; умерло 2924 человек или на 56 чел. больше уровня 2005г. Естественная убыль населения составила 818 человек против 841 чел. в 2005г. Рождаемость в показателях на 1000 чел. населения за 9 месяцев 2006 г. составила 7,6 , смертность – 10,5 , естественная убыль населения - 2,9.
Основными причинами смертности признаны болезни системы кровообращения –45.1% (в 2005 г.-52,6%), несчастные случаи, травмы и отравления – 27,5% (в 2005 г.- 16,9%), злокачественные новообразования – 13,1 – ( в 2005 г.- 9,4%), заболевания органов дыхания – 3.4% (в 2005г.-5,3%, пищеварения – 4.2%, (в 2005 г.- 4,4%). Показатель младенческой смертности за 9 месяцев т.г. составил 4,93 промилле против 8,56 в прошлом году, или снижение детской смертности на 8 детей.
Возросли показатели болезненности населения. В целом за отчетный период года зарегистрировано 334487 случая заболеваний острыми и хроническими болезнями, вырос показатель болезненности на 1000 жителей до 1201,9, что в сравнении с показателями прошлого года больше на 296230 случая и 152,2 случая, соответственно. Также увеличилась на 8,2% заболеваемость с впервые установленным диагнозом и на 18% - с временной утратой трудоспособности.
Во многом изменилась работа амбулаторно-поликлинической сети с реализацией национального проекта в сфере здравоохранения. За 9 месяцев т.г. сократилось количество участков до 104 (было 105). Увеличилась укомплектованность участков врачами и медсестрами, которая составила по врачам-терапевтам - 88,5% , врачам-педиатрам – на 98,3% . На начало года укомплектованность составляла, соответственно, 60,9% и 62,7%. Со всеми врачами, включенными в регистр, заключено дополнительное соглашение об увеличении объемов обслуживания. Надбавки по заработной плате участковым врачам произведены в размере 12309,3 тыс.руб, медицинским сестрам – 6781,6 тыс.руб., работникам скорой помощи -791 тыс.руб. Для оснащения учреждений здравоохранения поступило оборудование на общую сумму 12,7 млн.руб. и установлены 7 цветных аппаратов УЗИ, 15 ед. электрокардиографов, 1 рентгеновский аппарат , 4 комплекта лабораторного оборудования. Предусмотренное проектом обследование новорожденных детей на наследственные заболевания проведено 2463 новорожденным. Из 29,7 млн.руб - годовой суммы медицинских услуг по родовым сертификатам оплачено 5236 сертификата на 19,6 млн.руб или на 66% исполнения.
Образование
Сеть образовательных учреждений администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» по состоянию на 01.10.2006 года представлена 92 учреждениями различных типов и видов, общий контингент учащихся и воспитанников в которых составляет 36065 человек, из них 52 дошкольных образовательных учреждения с контингентом 9044 ребенка, что на 2 учреждение больше по сравнению с прошлым годом или на 480 мест. В 28 общеобразовательных учреждениях в новом 2006-2007 учебном году начали обучение 20161 человек, что на 5 учреждений меньше по сравнению с началом года. Снижение контингента учащихся составило 2734 человек - результат ухудшения демографической ситуации в следствии падения рождаемости и реорганизаций, в связи с этим сокращение педагогического состав школ на 341 человека.
Деятельность муниципальных образовательных учреждений финансируется за счет средств бюджета муниципального образования, республиканского бюджета и внебюджетных источников. По итогам 9 месяцев 2006 года в структуре доходов бюджетные поступления составили 351,4 млн.руб, что соответствует 88,6% общих поступлений. Из внебюджетные источников поступило 45,3 млн.рублей. В структуре расходов отрасли «Образование» бюджетные ассигнования местного бюджета достигли 361,9 млн. руб. или на уровне 71,07 % годовых плановых назначений или на 61,1 млн.руб больше расходов 9 месяцев прошлого года, при этом 265,0 млн.руб. или 73,2% направлено на оплату труда с начислениями.
В рамках приоритетных национальных проектов и в целях усиления роли классного руководителя в воспитательном процессе с 01.01.2006 года 997-ми педагогическим работникам дополнительно выплачивается вознаграждение за выполнение функций классного руководителя, с сохранением всех надбавок и доплат за классное руководство. На эти выплаты за счет бюджета муниципального образования направлено денежных средств в сумме – 3,9 млн.руб, из федерального бюджета 7,3 млн.руб. Четырем образовательным учреждениям - победителям конкурса по внедрению инновационных образовательных программ оказана каждому государственная поддержка в размере 1 млн.руб. Проведен городской конкурс «Учитель года - 2006», в котором участвовал 21 педагог. Денежные поощрения выплачены 8 победителям на сумму 800 тыс.руб.
Социальная защита населения
Основные направления работы по социальной защите населения сосредоточены на реализации обязательств федерального и республиканского уровней по сохранению основных гарантий ветеранам и инвалидам, семьям с детьми и одиноким престарелым по социальному обслуживанию. В рамках выполнения Федерального Закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ сформирован регистр лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по Федеральным Законам «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастроф на Чернобыльской АЭС», в котором более 34 тысяч человек. Сформирован и постоянно обновляется регистр граждан, имеющих право на меры социальной поддержки согласно Закону Республики Марий Эл от 02.12.2004г. № 50-З «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл».
Численность ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий составляет на 01.10.2006 г. 20 590 человек. За 9 месяцев 2006 г. 899 инвалида были переведены из регионального регистра в федеральный. Согласно Закону Республики Марий Эл от 01.12.2005 г. № 56-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Марий Эл «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» ветеранам труда, труженикам тыла, лицам, пострадавшим от политических репрессий, предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 150 рублей. По состоянию на 01.10.2006 г., 19 748 человек получили ежемесячную денежную выплату в сумме 27,7млн.руб. Согласно Закону Республики Марий Эл от 04.01.05 № 6-З «О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» ветеранам труда производится возмещение в размере 50 % расходов на абонентную плату за телефон, на оплату за пользование радио. За 9 месяцев 2006 года перечислено на лицевые счета граждан 12,9млн.руб. За отчетный период перечислено 67,9 млн.руб. из федерального бюджета на оплату жилищно–коммунальных услуг предприятиям, с которыми заключены договоры «О совместной деятельности по реализации прав граждан на предоставление социальной поддержки…». На возмещение расходов в размере 50% по оплате занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг ветеранам труда и лицам, пострадавшим от политических репрессий из республиканского бюджета выделено и перечислено жилищно-коммунальным предприятиям 32,2 млн. руб. Возмещение расходов предприятиям осуществляется в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
На погашение кредиторской задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам из числа ветеранов и инвалидов, организациям направлено в сумме 52,0 млн. руб.
Муниципальному предприятию «Троллейбусный транспорт» произведено погашение кредиторской задолженности по ветеранам за 2004 год на 1,5 млн.руб. В этом году произведена продажа льготных именных проездных билетов МПТТ для более 25 тыс. пенсионеров.
На возмещение расходов по оплате льготного приобретения лекарств труженикам тыла и лицам, пострадавшим от политических репрессий медицинским учреждениям было перечислено 176,7 тыс. руб.
С 1 апреля 2006 года проводилось возмещение в размере 30 % расходов на изготовление и ремонт зубных протезов ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам, на лицевые счета обратившихся граждан перечислено 537 тыс. руб.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.2005 г. № 475, производилась выплата компенсаций членам семей погибших (умерших) военнослужащих. Данная компенсация выплачена 189 льготополучателям на сумму 670,7 тыс.руб.
Силами сотрудников управления проводилась работа по формированию базы данных о социальном положении ветеранов Великой Отечественной Войны. Была обработана база данных на 13 757 чел. К празднованию Дня Победы были оформлены праздничные открытки, 1380 участников войны, жителей блокадного Ленинграда, несовершеннолетние узники фашистских лагерей получили их лично.
Производилось возмещение расходов реабилитированным лицам на междугородний проезд, на установку телефона. Всего возмещено 99,9 тыс. руб.
Назначены 260 гражданину, подвергшемуся воздействию радиации, льготы по жилищно-коммунальным услугам и произведено возмещение организациям, предоставившим эти льготы, на сумму 397,6 тыс. рублей. Гражданам, пострадавшим от радиационных катастроф, назначено компенсаций и пособий на сумму 983,1 тыс. рублей.
Также, выплачено пособие на погребение для неработающих граждан в сумме 683,4 тыс. рублей.
На выплату ежемесячных детских пособий направлено 10,6 млн.руб, из 24 тыс. семей, состоящих на учете, число получателей составило 7 тысяч на 9,1 тыс.детей. Уменьшение числа получателей ежемесячных детских пособий происходило в связи с изменением порядка выплаты и необходимостью предоставления сведений о доходах семьи 2 раза в год. Приостановленная выплата пособий значительной части получателей, восстанавливается по мере предоставления сведений о доходах.
Единовременное пособие при рождении ребенка родителям, которые не работают, не учатся и не служат за 9 месяцев 2006 г. выплачено 220 получателям на сумму 1,5 млн.рублей. Сумма выплаченного ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, которое назначается матерям, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и т. д., составила по 99 выплатам на 66,7 тыс.руб.
С 1 января 2006 года управление социальной защиты населения осуществляет предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Субсидии начисляются одиноким пенсионерам и инвалидам, многодетным семьям, семьям, чей совокупный доход ниже прожиточного минимума для всех категорий граждан. На 1 октября 2006 года по городу насчитывается 8735 получателей субсидий, им выплачено 22,6 млн. рублей.
Все меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральными Законами и Законами Республики Марий Эл, гражданам, имеющим на это право, предоставляются в полном объеме.
На 01.10.2006 года по г. Йошкар-Оле числится 379 недееспособных граждан. За данный период оформлено 24 опекунских дел, патронаж на 5 человек. Продолжалась работа по оформлению граждан в дома - интернаты, оформлено 76 человек, путевки получили 42 человек, в том числе 11 детей – инвалидов. Проводились выходы в суды по определению и признанию граждан недееспособными по 74 делам.
За истекшие 9 месяцев через сеть учреждений социального обслуживания адресную, натуральную и денежную помощь получили 10094 человек на сумму 785,6 тыс. рублей.
Повышенное внимание уделялось в организации отдыха и оздоровления детей из социально незащищенных семей. За отчетный период в отделении дневного пребывания «Ромашка» отдохнуло 150 детей из семей группы риска, скомплектовано 11 смен в Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Журавушка» и выдано 239 путевок.
Специалистами отделения социально – экономической помощи проведена работа по оказанию всеми видами социальной помощи малоимущим семьям, состоящим на учете в Центре. Оказано социальной адресной помощи 5180 семьям на сумму 768,1 тыс. рублей.
На учете в отделении профилактики безнадзорности детей и подростков состоят 547 неблагополучных семей (871 ребенок), из них на патронаже 279 семей с 442 детьми. За 9 месяцев Центром обслужено 13014 семей, оказано услуг – 54920.
Не остаются без внимания престарелые граждане. 577 человека обслуживаются 5 отделениями социальной помощи на дому. Основным направлением в их работе является максимальное внимание к одиноким пожилым гражданам, нуждающимся в постороннем уходе.
Большой популярностью среди граждан пожилого возраста пользуется отделение дневного пребывания «Ветеран». За 9 месяцев проведено 6 смен, где за этот период отдохнуло 425 человек, из них 208 инвалида, 26 участников Великой Отечественной войны, что составляет 7412 койко-дней.
На учете в отделе срочной социальной помощи состоит 17 600 человек, оказано денежной помощи 156 пенсионеру – на сумму 50 тыс. рублей, оказана натуральная помощь 4516 чел. на сумму 415,3 тыс. руб.
В центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в течение полугодия обратилось за различной помощью 4673 человек, оказано помощи на 465,5 тыс. рублей.
Не ослаблено внимание к нуждам одиноких пенсионеров. Им предоставляются услуги парикмахера, ремонт одежды на льготных условиях.
За счет спонсорской помощи центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов была проведена реконструкция хозяйственного блока и строительство гаражей на 3 единицы общей стоимостью на 850 тыс. руб. Из бюджета муниципального образования «Город Йошкар-Ола» на социальную политику израсходовано 38,2 млн.руб. или 56,3% годового назначения.
Начальник отдела экономики С.С.Якимович
Дата изменения: 15.01.2024
|